КРЫЛО НА СТАПЕЛЕ

Технология изготовления современного самолета обеспечивает строгое соблюдение конструкции с сиденьями и чертежами. В противном случае даже небольшие отклонения формы самолета от заданной конструкторами приведут к резкому ухудшению его аэродинамических свойств.

Построение модели самолета требует такого же строгого соблюдения чертежей. Бывает, что даже хорошо продуманная и тщательно рассчитанная модель после небрежного изготовления оказывается бесполезной. И наоборот, точное изготовление и доводка конкретной конструкции (особенно на завершающем этапе сборки крыла) обеспечивает точное соответствие реальных и расчетных аэродинамических характеристик.

В большой авиации получил распространение способ сборки монтажно-фиксационными отверстиями, обеспечивающий точную стыковку и прочную фиксацию деталей и узлов в специальных узлах. Он также используется авиамоделистами при воплощении своих идей в реальные проекты. Это особенно эффективно при монтаже крыла.

Главной задачей изготовления стапеля для крепления крыла должна быть неизменность формы этого приспособления и высокая точность установки в нем монтажного элемента. Если первое достигается за счет жесткости якоря, то второе обеспечивается точно закрепленными штифтами.

Накладка, которую я использую для сборки крыла, состоит из прочного основания, двух шпилек, пары стоек и еще стоек.

КРЫЛО НА СТЕКЛЕ

Стапель для монтажа крыла авиамодели:
1 — основание; 2 палочки; 3 — стойка (2 шт.); 4 — подставка (количество — в зависимости от длины палочек); 5 — чертеж изготовленного крыла, выполненный в натуральную величину. А — расстояние между штифтами

В качестве основы рекомендую использовать щит из прутьев с последующей обшивкой его фанерой с двух сторон. Также можно использовать обычную ДСП или толстую фанеру. Важно, чтобы размеры основания были не менее 1000х250х20 и не более 1700х400х30 мм.

Для штырей, размещаемых на расстоянии 80-140 мм друг от друга, следует брать отрезки металлической трубы диаметром 6-8 мм с толщиной стенки 1 мм. В качестве подставок подходят деревянные столбы (бук, дуб, береза) длиной 250-400 мм, шириной 70-100 мм и толщиной 20-40 мм.

Подставки, служащие для предотвращения прогиба штифтов, также изготавливаются из массива дерева. Их количество варьируется в зависимости от длины палочек и может быть от двух до четырех.

Точные размеры частей стапеля выбирают в зависимости от размеров крыла, установленного на нем. Делать универсальный стапель, как показывает практика, не имеет смысла.

Нервюры крыла выполнены по известной методике, где заготовки собираются в пакет между шаблонами для корневой и торцевой нервюр из болтов, диаметр которых несколько меньше диаметра шкворней. Расчет здесь простой: готовые ребра будут установлены на штифты с некоторым натягом. Сами шаблоны вырезаются из листовой стали или дюралюминия толщиной 2 мм. В них предусмотрены пазы для полок лонжеронов и стрингеров.

После подпиливания пакета нервюр по контуру и вырезания необходимых канавок шаблоны снимают, а в самих нервюрах делают отверстия для прокладки тросов управления и облегчения будущей модели. Затем на скользящие штифты устанавливают нервюры, располагая их в соответствии с чертежом крыла, после чего монтируют предкрылки, а также переднюю и заднюю кромки крыла. После того, как клей затвердеет, штифты вынимаются из рамы.

Юрий МАСЯЕВ, Новосибирск

Оцените статью
Обучающие статьи
Добавить комментарий

Adblock
detector