Причина её возникновения – навалившиеся на жителей Новокузнецка проблемы в сфере ЖКХ. В 2009 году, там сложилась малоприятная ситуация с жилищно-коммунальным обслуживанием, когда многие жители производили оплату за предоставляемые только на «бумаге» услуги, в том числе и счета за электричество. И когда на место оскандалившейся УК пришла другая компания, оказалось, что энергосбытовики никаких денег ни от кого вообще не получали. Они не стали тратить время на попытки вернуть свои деньги ни с задолжавшей УК, ни с ее преемницы, а отправили жителям злосчастных домов уведомления: либо оплачиваете образовавшуюся задолженность в течение трех дней, либо отключаем электричество и подаем в суд! Кто-то, испугавшись, побежал платить – уже во второй раз! А кому-то пришлось вызывать «скорую».
Тогда в сентябре 2009 года самые активные жильцы решили объединиться и создать общественную организацию по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Но сделать это было очень сложно: появились проблемы с регистрацией организации. «Видимо, кому-то очень не нравилось, что у людей просыпается сознание, – пояснил руководитель Кемеровской региональной общественной организации «Центр социально-экономического развития» Виктор Олегович Смирнов. – Нам удалось зарегистрироваться только со второй попытки – 11 июня 2010 года. И даже после этого наша организация фактически оставалась лишь в «бумажном» варианте, так как шло со стороны бывшего руководства города».
По словам Виктора Олеговича, фактически вместо зарегистрированной организации действовал лишь клуб «Управдом», объединивший в себе неравнодушных и инициативных старших по дому. Из пятисот человек списочного состава на периодических собраниях клуба «Управдом» присутствовали 50-70 активистов, радеющих за состояние своего многоквартирного дома. На уличные мероприятия, посвященные протестам против роста тарифов ЖКХ, выходило чуть больше – 110-120 человек. Перед активистами стояла главная цель – объединить горожан, недовольных реформой ЖКХ, которую проводили в Новокузнецке, чтобы можно было влиять на решения органов власти, вносить законодательные предложения.
Такое объединение позволило впоследствии создать им самим свое ТСЖ и даже управляющую компанию ООО «Триумф — МК». В рамках КРОО «ЦСЭРН» удалось провести две конференции и обучающие семинары с большой группой инициативных новокузнечан. Именно активисты клуба «Управдом» смогли повлиять на решение проблемы с вывозом бытового мусора на утилизацию и неправомерность начисления астрономических сумм за электроэнергию, расходуемую на общедомовые нужды (ОДН). Организация смогла доказать, что вывоз ТБО может стоить почти в три с половиной раза меньше, чем за него платили, что плата за ОДН начисляется жителям по неоправданно завышенным тарифам: удалось снизить платежи за вывоз ТБО с 3,44 рубля до одного рубля и привести начисление за ОДН к 7 кВт на прописанного человека в домах без лифта и 14 кВт в домах с лифтом.
Авторитет Центр постепенно повышался, что позволило учредить ему свою Общественную приемную по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. В приемную теперь могут обращаться не только члены организации «ЦСЭРН», но и другие горожане. Виктор Олегович рассказал, что была изучена вся неприятная ситуация с платежами, жителями составлены и подписаны заявления. Затем были собраны претензии энергосбытовикам, которые были высланы людям по почте, а также чеки и справки об уже произведенной оплате и переплате за электричество. И уже от имени Общественной приемной составили юридически точное ходатайство в прокуратуру, которой уже не нужно было рассматривать отдельные заявления жильцов, искать нарушения и т.д. «Думаю, результат от этой работы будет стопроцентным, – надеется Виктор Олегович. — Но на этом мы не остановимся, будем разбираться и в похожих ситуациях, а также готовить необходимые для решения этих проблем документы».
Таким образом, Центр социально-экономического развития стал защитником населения от неправомерных действий коммунальщиков и управляюще-обслуживающих жилой фонд компаний. По словам председателя Совета Центра Виктора Смирнова, в этом и состоит смысл деятельности организации. Она действительно стала общественной и некоммерческой. В Центр люди приносят свои жалобы по поводу незаконных действий управляющих компаний, обслуживающих их дома. «Зачастую у жителей нет даже договоров с такими обслуживающими организациями, либо они подписаны только со стороны руководства самой УК, – рассказывает Виктор Олегович. – Есть серьезные вопросы и по протоколам общего собрания, и по тарифам, и по отчетам за использование денежных средств, полученных от жильцов. В общем, надо разбираться. И мы уже начали работать в этом направлении».
Не секрет, что простые граждане не сильны в юридических тонкостях. Тем более что среди горожан есть много пенсионеров, инвалидов и других категорий, требующих особой социальной защиты, но при этом они остаются один на один со своими проблемами, беспомощные и беззащитные. Они даже не могут обратиться к профессиональному юристу – у большинства просто нет для этого денег! Так вот Центр социально-экономического развития помогает таким гражданам. И не только каждому по отдельности, но и всем вместе. Одно дело, когда в администрацию любого уровня приходит частная жалоба. И совсем другое дело, когда от имени Общественной организации поступает емкое и обстоятельное ходатайство с подтверждающими документами. Тут уже остается лишь одно – принять законные меры!
«Вот как, к примеру, люди пишут большинство своих жалоб? – говорит Виктор Олегович. – Подробно, эмоционально, но без необходимой для работников правоохранительных органов «фактуры». А в нашей организации юрист сможет подготовить документы кратко, по делу и, что немаловажно, на профессиональном языке. И главное, можем проконтролировать, произведено ли по представленным нами фактам соответствующее административное и правовое воздействие! И все это бесплатно!»
В какой-то мере организация стала содействовать правильной работе власти, освободила административные и правоохранительные органы от «текучки» и, по большому счету, – снимает социальную напряженность, ведь ситуация, когда люди все время чувствуют себя обманутыми, бесправными и незащищенными, но не знают, как надо решать проблемы, чревата скандалами и массовым недовольством. И потому активисты организации готовы присутствовать на совещаниях по ЖКХ в администрациии Новокузнецка, помогая властям решать накопившиеся у горожан болезненные вопросы к обслуживающим организациям. Чтобы информация о работе УК и ТСЖ была доступной, как это и положено по закону, Центр социально-экономического развития населения в настоящее время уже начал разрабатывать единый сайт по ЖКХ, где можно будет получить ответ на свой вопрос, где будут представлены все отчеты УК и ТСЖ. А чтобы иметь возможность проводить те же обучающие семинары, Центр арендует под эти цели помещения, издает необходимую печатную продукцию, готовит документы на получение грантов по оказанию населению социально значимых услуг.