2. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ ДЕТАЛЕЙ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Цель стратегии развития систем НК деталей подвижного состава – создание экономически сбалансированных и ресурсосберегающих систем НК, гарантирующих выявление в деталях подвижного состава недопустимых дефектов при снижении затрат на контроль.

Стратегия предусматривает следующие основные направления совершенствования систем НК:

— введение научно обоснованных требований к качеству деталей с указанием минимальных размеров дефектов различного типа, подлежащих выявлению методами НК;

— разработка и введение в действие нормативной базы НК — комплекса стандартов ОАО «РЖД», регламентирующих требования к системам НК деталей и узлов подвижного состава при их изготовлении, ремонте и эксплуатации с учетом уровня их потенциальной опасности;

— ужесточение требований ОАО «РЖД» к качеству деталей подвижного состава и к системе их НК при изготовлении на заводах-поставщиках, к механизации и автоматизации процессов НК с формированием индивидуальных электронных паспортов на каждую деталь ответственного назначения, поставляемую на железнодорожный транспорт, при одновременном сокращении объемов и стоимости НК деталей при их ремонте;

— создание и ввод в эксплуатацию унифицированных средств механизированного и автоматизированного НК, минимизирующих участие «человека» в процессе контроля и обеспечивающих выдачу объективного документа с оценкой, при возможности, ресурса деталей до очередного цикла НК;

— создание систем автоматизированного документирования результатов НК наиболее ответственных деталей и мониторинга их технического состояния по результатам НК;

— ввод организационных форм внутреннего аудита и независимой аккредитации систем НК;

— создание единой системы и базы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и сертификации специалистов в области НК.

Базовым принципом развития систем НК при ремонте и техническом обслуживании подвижного состава является улучшение экономических показателей при безусловном обеспечении эксплуатационной надежности и, следовательно — безопасности движения. При этом экономическая целесообразность диктует, что выбор уровня автоматизации (механизации) средств НК должен обосновываться с учетом технологического процесса ремонта (обслуживания), а также конкретных условий (организации работ, наличия площадей и вспомогательного оборудования) и объемов ремонта на каждом предприятии.

Конкретными задачами повышения эффективности системы НК деталей и узлов подвижного состава при ремонте и техническом обслуживании являются:

  1. Актуализация и создание новой нормативной базы, обеспечивающей условия для разработки и внедрения современных технически и экономически эффективных средств, технологий и информационных систем НК, регламентирующей:

—         требования по предельно допустимым дефектам и повреждениям, а также значениям физико-механических характеристик материалов деталей и узлов подвижного состава с целью создания обоснованных норм дефектности, при которых обеспечивается требуемый технический ресурс деталей и подвижной единицы в целом;

—         правила комплексного НК деталей и узлов (групп однотипных объектов) различными методами НК;

—         специальные требования к методикам, средствам и метрологическому обеспечению НК деталей и узлов подвижного состава при их эксплуатации и ремонте, а также порядок их введения на предприятиях ОАО «РЖД»;

—         общие требования и положения по организации и обеспечению качества НК на предприятиях по ремонту и обслуживанию подвижного состава, используемого в перевозках по инфраструктуре ОАО «РЖД».

  1. Качественное совершенствование системы НК за счет создания и внедрения механизированных/автоматизированных и компьютеризированных средств и комплексных технологий неразрушающего контроля, технической диагностики и информационного мониторинга путем:

—       создания новых методов и средств механизированного и автоматизированного НК ответственных деталей подвижного состава при ремонте, обеспечивающих снижение трудоемкости и повышение производительности и достоверности с обязательной компьютерной регистрацией параметров и результатов НК;

—       уменьшения объемов работ по дефектоскопированию деталей за счет обоснования и внедрения комплексных технологий НК, базирующихся на применении различных методов НК и исключающих их необоснованное дублирование;

—       разработки портативных «индикаторов» — приборов НК деталей  при ремонте и осмотре подвижного состава на ПТО;

—       создания автоматизированных комплексов НК деталей подвижного состава при движении;

—       постепенного перехода от дефектоскопии к дефектометрии для прогнозирования остаточного ресурса тяжелонагруженных деталей;

—       использования средств НК, как источников первичной информации, для создания базы данных в общеотраслевой информационной системе ОАО «РЖД» о техническом состоянии деталей и узлов эксплуатируемого подвижного состава.

3.  Формирование новой организационной структуры НК в ОАО «РЖД», учитывающей создание ДО и конкурентных предприятий по ремонту подвижного состава и обеспечивающей:

—         техническое и метрологическое обслуживание средств НК;

—         информационный мониторинг технического состояния деталей и узлов эксплуатируемого подвижного состава;

—         методическую поддержку, инспекционный контроль и внутренний аудит подразделений НК.

4. Развитие системы подготовки и независимого подтверждения квалификации (сертификация) специалистов по НК – рабочих и инженерно-технических работников, предусматривающей, в частности:

— разработку и введение в действие стандарта ОАО «РЖД», определяющего требования к учебным центрам, осуществляющим подготовку, повышение квалификации и переподготовку персонала в области НК деталей подвижного состава;

— актуализацию действующих и разработку новых типовых программ подготовки, повышения квалификации, переподготовки  и сертификации персонала НК;

— утверждение перечня организаций, осуществляющих сертификацию персонала НК и аккредитацию лабораторий НК, результаты работы которых признаются ОАО «РЖД».

Возглавить работы по решению поставленных задач должен Координационно-технический совет ОАО «РЖД» по техническим средствам, технологиям и методам неразрушающего контроля узлов и деталей подвижного состава, объединяющий представителей департаментов и предприятий ОАО «РЖД» и ведущих специалистов по неразрушающему контролю научно-исследовательских институтов, вузов железнодорожного транспорта.

Оцените статью
Обучающие статьи
Adblock
detector