Рассмотрение структуры розничного товарооборота является продолжением анализа его общего объема. Материалы экономического анализа продажи товаров по группам широко используются в коммерческой работе.
Анализ товарной структуры оборота дает не только возможность выявить изменения, происходящие в потреблении товаров, но и создает экономическую обоснованную базу для разработки планового объема продаж по отдельным группам товаров.
Цель анализа товарной структуры – установить степень удовлетворения спроса населения на отдельные товары, выявить важнейшие структурные сдвиги в обороте и оценке возможностей дальнейшей их реализации.
В процессе анализа структуры товарооборота следует учитывать действующую закономерность в изменении состава реализуемых товаров, которая характеризуется повышением доли непродовольственных товаров во всем товарообороте, увеличением удельного веса в них предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода, а также улучшением структуры продовольственных товаров за счет повышения удельного веса наиболее ценных продуктов питания.
Анализ структуры товарооборота проводится с помощью метода сравнения, индексного метода и других приемов. В ходе анализа используются отдельные показатели, такие, например, как удельный вес товарооборота по группе в общем объеме продажи товаров, продажа товаров, входящих в состав той или иной группы, продажа тех или иных товаров в расчете на одного человека. Для изучения влияния покупательных фондов на объем продажи товаров некоторых товарных групп используется коэффициент эластичности.
В процессе изучения структуры товарооборота дается оценка выполнения плана товарооборота, динамики продажи товаров по товарным группам и изменений в структуре товарооборота, устанавливаются при этом конкретные причины невыполнения плана товарооборота по группе, оценивается продажа важнейших товаров в расчете на одного обслуживаемого человека.
Анализ структуры розничного товарооборота проводят в такой последовательности. Прежде всего анализируют соотношение в обороте продовольственных и непродовольственных товаров. Затем изучают структуру товарооборота в динамике (в действующих и сопоставимых ценах) по товарным группам, отраженным в статистической отчетности, и определяют оборот на душу населения. По каждой товарной группе рассчитывают процент выполнения плана и выявляют изменение удельного веса в общем объеме товарооборота по сравнению с базисным периодом и планом.
Анализ структуры розничного товарооборота в разрезе установленной номенклатуры дополняется изучением внутригруппового ассортимента товаров. Внутригрупповой ассортимент товаров необходимо изучать прежде всего по тем товарным группам, по которым не выполнен план реализации. При этом важно раскрыть причины невыполнения плана.
Для проведения анализа структуры розничного товарооборота составляют аналитическую таблицу (табл. 3).
В процессе этого анализа выявлено, что в отчетном году по сравнению с прошлым развитие оборота происходило за счет увеличения реализации всех групп продовольственных товаров, кроме масла растительного (86,5%), консервов фруктово-ягодных (48,6%), пива (92,4%), безалкогольных напитков (85,3%), а также большинства групп непродовольственных товаров. Особенно большой рост достигнут по реализации мяса (131,8%), рыбы (143,3%), майонезной продукции (165,3%), варенья, джема, повидла, меда (167,7%), крупы (159,9%), картофеля (170,6%), овощей (163,1%), коньяка (237,2%).
Положительной тенденцией является увеличение удельного веса непродовольственных товаров в обороте на 0,5% (с 20,5 до 21,0%) (рис.2.2.). Продажа непродовольственных товаров росла опережающими темпами по сравнению с продовольственными товарами (115,2 и 110,4%).
Это произошло в результате увеличения спроса населения на обувь кожаную, текстильную, комбинированную (171,0%), обувь валяную (375%), синтетические моющие средства (155,5%), мыло туалетное (214,6%), галантерею (150,2%),печатные издания (141,2%) и др.
По сравнению с прошлым годом увеличилась продажа товаров на одного жителя на 518 руб. (с 3281 по 3799 руб.). Значительно выросла реализация мяса и птицы, рыбы и морепродуктов, майонезной продукции, консервов мясных и овощных, крупы, варенья, картофеля, овощей, коньяка, а также обуви, мыла, галантереи, печатных изданий.
Вместе с тем надо оценивать отрицательное снижение продажи на одного жителя трикотажа бельевого, парфюмерно-косметических товаров, фарфорово-фаянсовой и керамической посуды, часов, электротоваров, школьно-письменных принадлежностей.
Завершают анализ разработкой конкретных мер, обеспечивающих улучшение торговли определенными товарами и более полное удовлетворение спроса населения на них.
Внутренние резервы роста товарооборота, более полного удовлетворения спроса населения на те или иные товары следующие: правильное определение спроса населения на конкретные товары, обеспечение завоза в розничную торговлю только тех товаров, которые пользуются спросом, а также в количестве, соответствующем спросу населения; устранение фактов перебоев в торговле достаточными товарами; установление и строгое соблюдение режима работы магазинов, удобного для населения; недопущение фактов закрытия магазинов из-за отсутствия продавцов; проведение инвентаризаций в пределах действующих нормативных сроков и др.