Анализ опыта современной подготовки студентов

За десятилетие существования профессионального образования в области социальной работы оно трансформировалось в эффективно функционирующий механизм, ориентированный на потребности рынка труда. Однако сегодня профессиональное образование в области социальной работы оказывается перед новыми вызовами, часть которых вызвана негативными последствиями ее трансформации, часть – изменениями внешних условий. К таким вызовам можно отнести:

—                        Риск потери университетами значительной части своих автономий в результате усиления внешнего контроля.

—                        Опасность ухудшения качества образования вследствие того, что оно принимает массовый характер.

—                        Затянувшийся период реформирования и реструктуризации.

—                        Неопределенность перспектив университетского сектора в результате стремительного и скачкообразного расширения сети вузов.

—                        Недостаточность контактов с работодателями.

Сегодня проблема профессионального образования приобретает все большую актуальность, так как именно от успешности данного процесса зависит во многом качество подготовки специалиста. Переход социальной работы на профессиональный уровень, изменение социально-экономической ситуации и появление новых категории людей, которые нуждаются в оказании квалифицированной социальной помощи, внедрение новых форм социальной работы, разработка новых технологий  — всё это выдвинуло новые требования к социальным работникам, а, следовательно, и к их профессиональной подготовке.

Профессиональная подготовка рассматривается как процесс, характерными признаками которого являются целостность, дифференцированность, поэтапная организации. Сущность процесса подготовки определяется через понятие системы и характеризуется единством содержания, форм и методов, образующих эту систему.

Профессиональная подготовка должна быть сориентирована на модель будущего специалиста, отражающую структуру его деятельности, а сам процесс подготовки должен отражать специфику будущей профессиональной деятельности.

Мы считаем, что результатом профессионального образования являются приобретение студентом знаний, умений и навыков, формирование социального мышления, социального поведения, позволяющие конструктивно выполнять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями к профессиональной компетентности специалиста по социальной работе.

Подготовка специалистов по социальной работе, по нашему мнению, включает аксиологические и технологические требования профессии, стандарты профессии и высшего профессионального образования в области социальной работы, а также ресурсы, обеспечивающие качественную профессионализацию (научно-преподавательские кадры, наличие информационных носителей, содержания образования, владение образовательными технологиями).

В основу развития системы образования в области социальной работы положены следующие организационные принципы:

1. Дифференциация организации и подготовки социальных работников в зависимости от конкретных условий и потребностей общества и региона;

2. Учет особенностей социальной работы как профессиональной деятельности.

3. Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов, и необходимость вовлечения в систему образования не только профессорско-преподавательского состава, но и практических специалистов в области социальной работы;

4. Соединение фундаментальности обучения с деятельностно — практической подготовкой, с тем, чтобы выпускник был и профессионально компетентным, и способным адаптироваться к окружающей среде.

            В системе подготовки будущих специалистов необходимо учитывать такие компоненты, как содержательный (знания), технологический (умения, навыки) и личностный (мотивы и личностные качества). Только тесная взаимосвязь этих компонентов, по нашему мнению, обеспечит эффективную подготовку специалистов по социальной работе. Профессиональная подготовка должна быть представлена комплексом педагогических воздействий на личность студента, т.е. должна осуществляться по нескольким направлениям, формирующая у него основные структурные компоненты системы подготовки. В качестве основных направлений профессиональной подготовки мы можем отметить следующие: развитие профессионального самосознания (т.е. развитие положительной мотивации к профессиональной деятельности, расширение знаний); формирование профессиональных умений, навыков; развитие (формирование) профессионально личностных качеств, необходимых для решения профессиональны задач.

Анализ опыта современной подготовки студентов — будущих социальных работников и последующей самостоятельной реализации знаний и навыков большинством молодых специалистов, показал, во-первых, расплывчатость, размытость социальной роли социального работника в современном российском обществе, а, во-вторых, значительное несоответствие между привычной системой образования и требованиям к социальному работнику на практике. В связи с этим, остро актуализируется вопрос эффективности социального работника как профессионала, и здесь можно обозначить две грани этой проблемы. Одна из них, безусловно, заключается в постоянном совершенствовании системы образования, создании функционирующей «обратной связи» между образовательными учреждениями, готовящими социальных работников и ведомствами, организациями, оформляющими социальный заказ на специалистов данного профиля. Профессиональная картина мира социального работника, включающая представление о будущей деятельности, ее целях и средствах их достижения, морально-этических позициях социальной работы, о конкретных навыках профессионального общения, формируется именно в период обучения и во многом определяет судьбу специалиста. Предполагается, что в образовательном пространстве вуза будущий специалист должен приобрести те необходимые знания и умения, которые будут востребованы, освоить опыт старших коллег — профессионалов, в полном смысле этого слова, и, таким образом, уточнить свои исходные представления о той деятельности, на стезю которой он решил встать.

Процесс профессиональной подготовки можно рассматривать как формирование у студента готовности к выполнению профессиональных функций. Данная цель определяет отбор содержания профессиональной подготовки студентов, форм, методов и технологий развития будущих специалистов, создание соответствующих педагогических условий реализации поставленной цели.

Оцените статью
Обучающие статьи