Основные эксплутационные расходы дистанции пути планируются по следующим статьям номенклатуры расходов по основной деятельности: текущее содержание пути и постоянных устройств; одиночная смена материалов верхнего строения пути, пополнение и замена балласта; охрана пути, переездов и искусственных сооружений; содержание искусственных сооружений; содержание защитных лесонасаждений; работы по снего-, водо- и пескоборьбе; прочие работы по хозяйству пути и некоторые другие статьи.
По статье «Текущее содержание пути и постоянных устройств» анализируют затраты, связанные с содержанием земляного полотна; содержанием верхнего строения главных, станционных и подъездных путей, принадлежащих железной дороге; постоянных устройств на перегонах и стрелочных переводов, а также пешеходных мостов и переездов. Кроме фонда оплаты труда, проанализированного в плане по труду, по этой статье рассчитывают затраты на материалы, топливо, электроэнергию и прочие расходы.
В расходы по одиночной смене материалов верхнего строения пути входят затраты на новые материалы и отремонтированные элементы верхнего строения пути, используемые при одиночной смене, а также затраты на пополнение и замену балласта. При определении потребности в материалах из развернутой длины пути исключают те участки, на которых в планируемом году предусматриваются работы по капитальному, среднему и подъёмочному ремонту, а также сплошная замена рельсов новыми и старогодными.
В расходах по охране пути, переездов и искусственных сооружений учитывают затраты на материалы и электроэнергию для освещения сигналов на перегоне, а также ручных фонарей обходчиков и дежурных по переездам.
Расходы по снего-, водо- и пескоборьбе в планах дистанции пути предусмотрены в обьеме расходов за предыдущие периоды и планируются в основе расходов железных дорог.
Эксплуатационные расходы по статьям Номенклатуры за 2000 — 2003 годы представлены в табл. 4.1. В табл. 4.2 представлено изменение эксплуатационных расходов по статьям номенклатуры за четыре года.
Общее эксплуатационные расходы дистанции пути увеличиваются с 2000 по 2003 год. Рост расходов происходит по всем статьям, кроме износа (в 2001 году он снизился на 5,8%). В 2001 году, по сравнению с 2000 годом, расходы увеличились на 55,2%, в 2002 году — на 32,3%, в 2003 году — на 32,8%. Анализируя все четыре года, видно, что с 2000 года по 2003 год расходы увеличились на 172,7%.
Анализ расходов по конкретным статьям или группам статей показывает, что ежегодно увеличивается по сравнению с предыдущем годом расходы по текущему содержанию пути и постоянных устройств, по охране пути, переездов и искусственных сооружений, содержанию искусственных сооружений и работе по снего-, водо- и пескоборьбе.
В табл. 4.3 представлена структура эксплуатационных расходов по статьям номенклатуры. В общей сумме расходов возрастает доля расходов по текущему содержанию пути (в 2001 году на 8,8%, в 2002 году на 6,1%, в 2003 году снизилась на 7,3%), общехозяйственных расходов (в 2001 году на 0,6%, в 2002 году — снижается на 0,6%, в 2003 году также снижается на 0,6%).
Доля отчислений в резерв на создание ремонтного фонда в 2001 году снизилась на 6,3%, в 2002 году на 1%, и в 2003 году наблюдалось увеличение на 4,4%.
Доля основных общих расходов в 2001 году увеличилась на 12,1%, в 2002 году снизилась на 4,9%, а в 2003 году снова уменьшилась на 3,2%.
Доля общехозяйственных расходов только к 2001 году увеличилась на 0,6% и в 2002 году и в 2003 году составила 11,8% и 11,2% соответственно.