Действительно, работа с ИОС по определению самостоятельна. Однако нетрудно представить занятия в компьютеризированной аудитории под управлением преподавателя и с его содержательным участием. Но компьютер – интеллектуальное устройство, способное выполнять функции, ранее присущие только преподавателю: подсказывать, задавать вопросы и отвечать на них, раскрывать те или иные темы предметной области, в том числе вариативно. Получается, что и в аудитории, и дома учебный процесс квантуется на малые отрезки, который с той или иной степенью условности можно относить либо к самостоятельному получению знаний, либо к общению с преподавателем. В перспективе просматриваются методы проектной деятельности учащихся, которые интегрируют самостоятельную работу и работу с преподавателем.
Качественное отличие компьютера — интеллектуальность – позволило организовать самоаттестацию. Важно, что этот новый в образовательном процессе элемент может быть подключен на любом этапе, для оценки любой новой порции знаний. Причем сегодня это не просто текстовые тесты. Современные информационные технологии позволяют проводить аттестацию на предметной базе, визуализируя необходимые объекты и процессы, контролировать не только теоретические знания, но и навыки, и умения, в том числе междисциплинарные.
Наконец, крайне важно, что на любом этапе обучаемый может легко вернуться к предыдущему компоненту (например, в случае проблем с практикой или аттестацией обратиться к исходной информации). Компьютер обеспечивает все известные на сегодня способы представления информации, унифицировав их в цифровом виде. Точно так же он способен объединить на одном носителе учебно-методическую поддержку всех компонентов образовательного процесса.
Изложенные соображения в основном связаны с традиционной, наиболее распространенной сегодня педагогикой, базирующейся на предметном разделении картины мира. Известно, что реальные задачи приходится решать, привлекая знания (в том числе и новые) из разных предметных областей. Практическая ценность образования тем выше, чем больше получает учащийся умений устанавливать межпредметные связи и, в нынешних условиях информационного взрыва, самостоятельно получать новые знания, умения, навыки. Здесь компьютер может стать одним из ключевых инструментов.
С точки зрения преподавателя, информационные технологии не только снимают рутинные проблемы, но и позволяют перейти от вещания к творческой дискуссии с учениками, совместным исследованиям, новым формам обучения, а в целом – к более творческой работе.
С точки зрения обучаемого, информационные технологии значительно индивидуализируют учебный процесс, увеличивают скорость и качество усвоения учебного материала, существенно усиливают практическую ценность, а в целом – повышает качество образования.
Эффективность – одна из основных характеристик функционирования системы высшего образования. Она выражает степень реализации цели, достижения намеченных результатов, приближения к проектируемому результату при учете затрат, направленных на достижение результата. Эффективность образования имеет несколько аспектов. Уровень полученного образования активно воздействует как на экономику, так и на социальную и нравственную стороны жизнедеятельности общества.
Без педагогической плодотворности невозможен должный социальный и экономический эффект образования. Этот аспект является превалирующим даже в рыночных условиях. В самом деле, главная цель образования заключается в удовлетворении потребности людей в образовательных услугах в интересах успешного развития духовных и других способностей, творческого потенциала личности и общественного прогресса в целом. А с достижением этой цели одновременно обеспечиваются как социальный, так и экономический эффекты.
Социальная эффективность образования оценивается через такие показатели, как позитивное воздействие образовательного процесса на развитие лучших качеств личности и создание для нее наиболее комфортных условий жизни, на улучшение всех сторон общественных отношений, на формирование отрытого демократического общества. Уровень образования населения не случайно относится к числу решающих показателей благосостояния. Он же в значительной мере предопределяет статус государства, укрепляет его безопасность, усиливает социальную защищенность личности. В социальном плане происходит снижение уровня преступности, уменьшение зависимости населения от системы социального обеспечения, повышение культуры в обществе, улучшение функционирования государственных учреждений общественных организаций.
Экономическую эффективность образования следует рассматривать с позиции эффективности самой сферы образования – непосредственного вклада работников образования в производство и повышение качества образовательных услуг, с позиции лучшего, более рационального использования ресурсов в отрасли образования в целом, в каждом его звене и образовательном учреждении в частности. Экономическую эффективность образования можно рассматривать и с позиции влияния этой сферы, например, на прирост материальных благ, который обеспечивается благодаря повышению общеобразовательного уровня работников, влиянию их профессионального уровня на темпы развития всех остальных отраслей народного хозяйства. Эффективность рассматривается и с позиции абсолютного и относительного снижения расходов, уменьшения используемых ресурсов в отраслях материального производства за счет научно-технических разработок, осуществленных специалистами сферы образования.