06.10.2014
К себе:
- соблюдать законы и традиции (личный пример);
- не забывать, что вожатый всегда на виду, т.е. контролировать свое поведение на лекциях, встречах, центрах, творческих мастерских и т.д.;
- соблюдать культуру речи: не использовать не нормативную лексику, корректно обращаться к каждому, использовать молодежный сленг там, где это уместно;
- всегда следить за своим внешним видом (одеваться по погоде и в соответствие с проводимыми мероприятиями);
- следить за порядком в своих комнатах;
- вредные привычки не должны мешать окружающим и работе;
- доброжелательность ко всем;
- не стараться заработать «дешевый» авторитет;
- помнить, что комиссар всегда должен быть на ступеньку выше ребят.
К педагогическому отряду:
- корректность в отношениях друг к другу;
- взаимоотношения между членами педагогического отряда не должны выходить за его пределы;
- не делать замечания друг другу в присутствии ребят;
- сохранять партнерские отношения в рабочей паре;
- старший в рабочей паре должен делиться опытом и передавать часть своих полномочий тому, кто младше;
- стараться поддерживать хорошие отношения в педагогическом отряде независимо от своего настроения;
- понимать друг друга и помогать друг другу;
- не перекладывать свои обязанности на помощника вожатого;
- не приглашать своих друзей «в гости».
К подростку:
- соблюдать режимные моменты;
- соблюдать законы и традиции;
- уважительно относиться ко всем членам педагогического отряда;
- после отбоя каждый должен находиться на своем месте;
- соблюдать технику безопасности;
- регулярно питаться в столовой;
- отказаться от своих вредных привычек (курение, алкоголь);
- «No sex».
Кодекс чести вожатого
- Взаимное доверие, которое базируется на уважении и осознанности того, что я делаю! Сомневаюсь – спрашиваю!
- Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией! (система “передачи” отряда, выход на работу, внеплановая ситуация – в известность администрацию!)
- В присутствии хоть одного человека, никакого выяснения отношений, разборок, ругани между коллегами! Сразу – вон!!!
- Единство и постоянство педагогических требований (установлены не администрацией, но здравым смыслом!)
- Приоритеты организации жизни в отряде: безопасность детей, чёткая организация, отношения в отряде, комфорт, деятельность, содержание, творчество.
- Ребёнок – клиент, он ничего “не должен”. Постоянная забота, всегда ухожен, обласкан. Никаких окриков (“Эй, ты иди отсюда!”)
- Главный способ воздействия на ребёнка — личный пример (участие в совместной деятельности, внешний вид Комиссара, соблюдение правил этикета, моральный облик – нет курению и малейшему запаху алкоголя!)
- Творческие моменты мы обсуждаем, организационные – выполняем! Ценно не умение грамотно объяснить причину, почему не смог, а умение “смочь”, хоть и не грамотно, а интуитивно.
- Согласуй свои действия со своим вторым вожатым. Распределите обязанности.
- Право на ограничение и координацию творческой деятельности ребят имеет только их отрядный вожатый (либо лицо им для этого уполномоченное). Предложения других принимаются и рассматриваются.
- Разделение рабочих и личных моментов. Никто не имеет права осуждать человека за то, что не касается его конкретных поступков и рабочих качеств.
- Приветливость ко всем сотрудникам лагеря. Правило “улыбки”. Мы в одной лодке: плохо одному – плохо всем!
- Работа вожатого – не тяжкий труд, но образ жизни! Она приносит мне удовольствие!
Р.S. Самый глупый ответ: “Всегда так было!”. Ведь мы способны мыслить творчески, мы — думаем, мы — развиваемся!
Кодекс чести помощника вожатого
- Четко, обдумано и своевременно выполнять все указания всех вожатых (в том числе и просьбы, по возможности).
- Следи за соблюдением режимных моментов. При необходимости уточни распорядок дня у вожатого.
- Следи за работой отряда по профилю.
- Интересуйся, кто нуждается в твоей помощи, в помощи отряда. Постоянно думай, что можно сделать отряд для республики, для других, для себя.
- Не теряй зря Время! если не знаешь, чем занять отряд — обратись за помощью к комиссару.
- Интересуйся впечатлениями и мнением других о прожитом дне, сделанных делах. Радуйся за других, огорчайся за других.
- Будь тактичен и внимателен.
- Не старайся сделать все сам! Дай другим проявить себя. Определи, где ты наиболее полезен.
- Будь примером для других, (а главное для ребят)
- Поощряй и благодари.
- Не поддавайся эмоциям, особенно отрицательным.
- Одни требования для всех. Нет «плохих» – нет «Любимчиков» и наоборот. Законы едины для всех.
- Признавай (вовремя) свои ошибки и не компетентность, иначе пострадает дело.
- Каков ты – таков и твой отряд.
- Хорошее настроение вожатого – драгоценность, береги ее.
Советы
Работа вожатого сопряжена с эмоциональными и нервными напряжениями. Необходимо уметь не только правильно вести себя в стрессовых ситуациях, но и по возможности предупреждать их. Каждый человек должен владеть приемами саморегуляции. Условия, необходимые для стабилизации настроения и высокой работоспособности:
- Не торопитесь действовать, если вами руководит чувство гнева, нетерпения, раздражения, досады и т.п.
- В состоянии стресса организм приготовился к защите, в нем все мобилизовано для интенсивной мышечной работы. Дайте ему эту разрядку: сделайте энергичные движения — вот напряжение и снято. Бывает, что по причине сильного потрясения человека охватывает слабость. В этом случае лучше сесть, расслабится. Можно и поплакать, не надо этого стыдиться при большом горе. Или обратиться к аутотренингу.
- Умейте достойно принимать неудачу.
- Не считайте, что все потеряно. Разделите лист бумаги на две колонки. В левую запишите в порядке убывания значимости все отрицательные последствия события. В правую – то, что можно противопоставить случившемуся, положительные последствия, в том числе и извлеченные уроки. Таким образом, можно отличить неудачу от катастрофы, неурядицу от беды.
- Не преувеличивайте значение неудачи, не волнуйтесь по пустякам.
- Если случилось что-то непоправимое, не заклинивайтесь на этом. Ищите новые пути, возможности.
- Учитесь забывать неудачи. Хранение в памяти негативных представлений равносильно медленному самоубийству. Реже вспоминайте, не переживайте по поводу событий, которые уже случились.
- Трудитесь! Скука, праздность, леность — утомляют, это надежный способ сохранить себе жизнь. Переключайтесь с одного вида деятельности на другой.
- Имейте хобби. Не замыкайтесь в своих переживаниях. Сосредоточьте внимание на окружающих.
- Будьте оптимистичны.
- Умейте шутить над собой. Это черта духовно стойких людей. Юмор — отличное средство победить собственные комплексы.
- Помните о пользе порядка и дисциплины. Порядок не только сбережет время, но и нервы. Будьте точны, уважайте чужое время.
- Делайте анализ своей жизни. Возьмите лист бумаги и постарайтесь изложить: все то, что вас беспокоит; все то, что можно сделать для исправления положения.
- Извлекайте для себя уроки из случившегося. Например, у вас произошел с кем-то конфликт. Проанализируйте его тщательно, помня, что источник конфликта возможно вы сами. Отчего произошел конфликт? Вам не хватило знаний, находчивости, предусмотрительности? Не берите на себя обязательств, которые не в силах выполнить.
- Не конфликтуйте без достаточно серьезных оснований. Не предъявляйте к другим слишком высокие требования, Не сводите счеты с недругами, вы в любом случае будете в проигрыше.
ПРОЧТИ И ЗАПОМНИ
- Не бойся Им показаться «не таким». Бойся, что Они тебе покажутся не такими.
- Прощать или не прощать нужно очень быстро.
- Помоги каждому из Них судить себя, но не суди сам.
- То, что окончательно ясно, следует выбрасывать.
- Поделишь себя поровну — не отдашь ничего.
- Иной полевой цветок сам в саду вырастает.
- Если спрашивают Они твое мнение о человеке, может быть только «хороший» или «смотри сам».
- С первых неудач поселится отчаяние, которое не пройдет ни когда; оно становится усталостью, потом злостью.
- Не видь, но знай.
- В году не хватит месяца, в месяце недели, в неделе дня и т.д.
- Уважай чужое одиночество.
- Замена непониманию — только уважение.
- Доброта может стать привычкой.
- Удивляйся.
- Ищи в Них себя.
- Друзей не выбирают, а угадывают.
- Наступив на грабли, необходимо выругаться.
- Наступив на грабли второй раз, необходимо промолчать.
- 99% великого вырастает не благодаря, а вопреки.
- Иногда бьют ниже пояса только из-за роста.
- Не давай себя предсказывать.
- Один не для всех, а для каждого.
- Пусть тебя легко будет найти.
- Не пугай.
- Всегда рядом, но на полшага впереди.
- Не воспитывай.
- Перспектива — не посадочный огонь, а звезды.
- Отличай вину от беды.
- Плохие слова сильны везде.
- Планируй Ч.П.
- Нет методики Их угадывать. И быть не должно.
- Дружба не объявляется.
- Угадывай крик о помощи.
- Люби не за что-нибудь.
Ю. Устинов. «Книжка без обложки»
«Корень многих бед воспитания как раз и кроется в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, которое никто не несет …»
В. А. Сухомлинский
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь…»
Сент-Экзьпери
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ:
Непрерывность – каждое воздействие на подростка и его ответная реакция требуют немедленной оценки для определения характера последующих событий.
Глубина – анализируя события, факты, дело, видеть его суть, самое существенное, наиболее активно влияющее в положительном или отрицательном отношении на качество.
Систематичность и последовательность – анализировать не отдельно случайные эпизоды, факты, а видеть явления в связи, развитии, движении.
Конструктивность – критически осмысливая явление, искать в нем элементы, способствующие его развитию.
Объективность – реально оценить труд педагога, ребят, вложенный в дело. Не руководствоваться в этом своими эмоциями.
ИСХОДНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ АНАЛИЗА ДНЯ В ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД МОГУТ СТАТЬ:
- 1. Анализ выполнения поставленных задач:
- 1. Кто из ребят требует особой индивидуальной работы? Почему? Предполагаемые действия в отношении них.
- 2. Какие методы, приемы используются для решения задач? Их эффективность.
- 3. Какие методы, приемы используются для изучения подростков? Результаты.
- 4. Выводы. Оценки. Перспективы.
- Насколько деятельность, организованная в группе, способствовала решению поставленных задач? Как в этих делах проявились подростки?
- Кто был инициатором дел? Если педагог, то как восприняли и приняли предложенное ребята? Если кто-то из ребят, то как восприняли и приняли предложенное остальные?
- Как проявили себя в разных видах деятельности подростки? Кто стал инициатором? Насколько удалась им эта роль?
- В какой позиции предпочитали находиться ребята: организаторов, помощников, исполнителей, зрителей и т.д.? Уровень организаторских навыков подростков?
- Как проявились интересы, склонности, способности ребят? Каким видам деятельности они отдают предпочтение? Чем любят заниматься в свободное время? В каких видах деятельности имеют конкретные умения, навыки? В каких видах деятельности проявляются их способности?
- Как проявляется воспитанность ребят, их отношение к взрослым, сверстникам, окружающему миру? Как проявляют и отражают подростки свои чувства, эмоции, навыки культуры поведения?
- Как проявляются моральные качества ребят, черты характера? Как складываются взаимоотношения между ними? Кто выходит на лидерские позиции? Какие проявляются неформальные группы, дружеские пары? Отношения внутри этих групп. Отношения между девочками и мальчиками.
- Как подростки воспринимают требования распорядка дня Принимают их? Проявляют готовность выполнять?
АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО ДНЯ В ОСНОВНОЙ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ:
- 1. Анализ выполнения поставленных задач:
- 1. Какие методы и приемы используются для решения задач? Как реагируют подростки на них? Их эффективность. Что необходимо предпринять, чтобы закрепить эффект?
- 2. Какие методы, приемы используются для сбора информации о подростках, развитии коллектива, внутриколлективных отношениях? Результаты.
- 3. Выводы. Оценки. Перспективы.
- Насколько задачи конкретной деятельности (дел) в этот день способствует выполнению задач смены? Подготовка к последействию?
- Насколько удалось решить поставленные задачи (воспитательные, познавательные, развития, организационные)?
- Как проявились в делах моральные качества подростков? Черты их характера? Послужило ли дело (деятельность) в этот день стимулом для развития моральных качеств? Стимулом для самовоспитания подростков?
- Какова позиция подростков в решении задач?
- Как развиваются отношения в группе (между лидерами, официальными и неофициальными, и остальными ребятами; между группами (группировками); внутри групп) между педагогами и детьми; между мальчиками и девочками)?
Единые педагогические требования Ссылка на основную публикацию