Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами, научно-техническим прогрессом и социально — экономическими факторами. Рассмотрим эти факторы более подробно.
Индивидуальная одаренность спортсмена. Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека определенных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условиями успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Необходимо отметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладевания способами и приемами определенной деятельности.
Врожденно обусловленном компонентом способностей является одаренность. По отношению к спорту можно говорить о физических и психических качествах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуществления определенной соревновательной деятельности (Ж.К. Холодов, 2000).
Экхард Майнберг предлагает 6 критериев для определения спортивной одаренности:
1.1 Объективный спортивный результат.
1.2 Темп роста спортивных достижений в сравнении с объемом тренировок.
1.3 Быстрота и легкость усвоения спортивных навыков и умений.
1.4 Время проявления одаренности.
1.5 Условия для развития спортивно-моторных качеств.
1.6 Способность применять выработанные моторные умения и навыки для развития других спортивно-моторных качеств.
Эти, безусловно ещё нуждающиеся в дополнении, критерии оценок могут оказать тренеру-педагогу определенную помощь в открытии спортивных дарований. (Э. Майнберг, 1995).
В основе развития определенных способностей к видам спорта лежат и определенные задатки, под которыми понимаются анатомо-физиологические и психические особенности. Сами по себе задатки человека могут только содействовать развитию способностей, а для этого направленное воспитание, развитие и обучение.
Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренностью при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях при использовании накопленного предыдущими поколениями опыта дают возможности развить определенные способности.
Степень подготовленности к спортивному достижению. Решающее значение, определяющее достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленно воздействуя на природные задатки, тренер- педагог добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в избранном виде спорта. При этом главным условием является большая самоотдача спортсмена, выраженная в целеустремленной тренировке и достижения основных и промежуточных (этапных) целей. Одним из обязательных условий при этом является значительные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высоких результатов без упорного труда.
Всё это предъявляет высокие требования к психическим качествам и свойствам личности спортсмена. Только высоко мотивированный на достижения спортсмен может выдержать большие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе.
Таким образом, степень подготовленности спортсмена зависит от использования им эффективных тренировочных и соревновательных систем, а также от сознания важности общественной и личной спортивной деятельности и мотивов, формирующих цел этой деятельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.