Понятие «эгоистория» введено Ю. Л. Троицким в значении сюжетного повествования о собственной жизни, имеющего свою интригу и не совпадающего ни с автобиографией как нормативно жестким письмом, ни с автопсихологией [Троицкий 1996: 58]. Одним из видов рассказа о себе является личный Интернет-дневник – так называемый блог.
Жанровая специфика Интернет-эгоистории обусловлена промежуточным положением между полноценной и неполноценной речевой ситуацией, между жанрами устной и письменной речи.
С точки зрения структуры, Блогявляется веб-сайтом, содержащим регулярно добавляемые дневниковые записи, организующие его как единое целое (эгоисторию). Он расположен на Интернет-ресурсе вместе с аналогичными блогами, и является особым субстратом данного типа текста.
Особенность композиции эгоистории в Интернете складывается из двух основных признаков:
— незавершённость (повествователь может продолжать рассказ в течение всей жизни),
— дискретность (текст не един, а разбит на записи о событиях какого-то отрезка времени).
Из трёх условий, при которых речевая ситуация является полноценной [Падучева 1996: 196] в Интернет-эгоистории реализуются первые две: единство пространства, единство времени, наличие в речевой ситуации обоих коммуникантов.
Единство временного плана в блоге обеспечивается тем, что все реплики собеседников, как в живом диалоге, даны разом, и связь между ними остаётся такой, как в «живом диалоге» [Якубинский 1986: 26]. Таким образом, блог является единым пространством, в котором развивается коммуникация.
Вместо реальных коммуникантов Интернет-эгоистория предполагает образы автора и читателя. Образ автора представлен в четырех субъектах: субъект сознания, субъект речи, субъект дейксиса, субъект восприятия.
Как и в традиционном дневнике, субъект сознания и субъект речи сближены, но в меньшей степени в связи с ориентацией на читателя.
Субъект восприятия (или наблюдатель) сближен с объектом изображения, потому что он наблюдает сам за собой. Но, например, в тексте с повествованием от 3-го лица субъектом восприятия становится наблюдатель со стороны, который ведёт речь об объекте повествования – о себе.
Субъект дейксиса – это точка отсчёта, относительно которой расположены объекты (эгоцентрические элементы) в изображённом пространстве.
По степени конкретности эгоцентрические элементы делятся на четыре уровня:
1. Собственно наименования – это названия, которые не заменимы более конкретными: личные имена, точное время, названия улиц, городов, мероприятий.
2. Абстрактные наименования не называют объекты конкретно. Такие понятия, как скоро, вчера, сменаболее частотны, чем первые. В текстах данные элементы сопровождают описание эмоционального состояния субъекта.
3. Эгоцентрические элементы со значением эксплицитной коннотации: существительные со значением состояния, наречия, глаголы, выражающие отношение, притяжательные местоимения и др.
4. Элементы с имплицитной коннотацией почти растворены в тексте. Предложение Что же такое?не имеет эксплицитного субъекта, но форма вопроса уже заключает в себе отношение.
Особое значение субъекта дейксиса обусловлено тем, что за счёт дейктических элементов коммуникативная ситуация достраивается – т.е. стремится к тому, чтобы обрисовать пропозицию и объединить в ней коммуникантов, тем самым приближаясь к полноценной.
Образ читателя выражается в форме второго лица и имеет три типа.
1. «Всякий ты, ты вообще» [Пешковский 1938: 340], предполагает обращение к себе как к другому – в форме «ты», а также к любому человеку, читающему текст.
2. Адресатный «ты». Это обращение к каждому из читателей в отдельности. Через включение предполагаемого читателя в вымышленную ситуацию повествователь повышает степень вовлечённости читателя в собственные переживания.
3. Конкретизированный «ты». Обращение к конкретному лицу.
Помимо структуры, композиции и субъектной организации для выявления специфики Интернет-эгоистории необходимо рассмотреть используемые в ней способы речевого воздействия.
Письменная речь лишена некоторых преимуществ устной, и в то же время обладает и такими приёмами, которые или недоступны устной или представляют собой эквивалент какой-то из её возможностей.
1. Графические особенности текста:
— метаграфемика — особенности расположения текста на странице, например центрирование или выравнивание по правому краю;
— игра текстовыми стилями приёмами курсива, подчёркивания, зачёркивания, разрядки, благодаря чему имитируются особенности устной речи;
— прописные буквы, которыми выделяются целые слова и предложения;
2. Особенности пунктуации:
— более активное использование тире, скобок и запятой, разделяющих текст на интонационные и смысловые фрагменты;
— расстановка вопросительного и восклицательного знаков по два-три подряд для усиления эмоциоальности;
3. Выбор слов и выражений:
— высокая плотность эмоционально окрашенной лексики;
— использование эвфемизмов;
— создание новых слов;
4. Художественные элементы: метафоры, сравнения, гиперболы и др.
5. Суперсегментные элементы, например составляющие эмфазы:
— повторяющаяся мелодика;
— паузационный ритм;
— темпоритм, т.е. ритм с регулярным ускорением и замедлением;
Таким образом, промежуточное положение жанра Интернет-эгоистории реализуется на различных уровнях организации текста и обуславливает её специфику.