Проблеме оценивания качества обучения сегодня уделяется значительное внимание во всех странах мира. Технологии оценивания основаны, прежде всего, на концепциях и стратегиях образования, преобладающих в тех или иных образовательных системах. В США метод оценивания с помощью портфолио ставят в один ряд с оцениванием на основе результатов и используют, прежде всего, в обучении, основанном на компетентностном подходе.
Портфолио студента – это пополняемый архив учебных, творческих, общественных дел за время обучения в учебном заведении, характеризующийся целенаправленной, систематической и непрерывной оценкой и самооценкой учебных и производственных результатов.
В наших учебных заведениях (за исключением немногих) создание портфолио студента практически не практикуется. Хотя это должно стать неотъемлемой частью нашей деятельности.
Основная задача создания портфолио – это с первых дней поступления в учебное заведение студент должен осознать, что он сам в ответе за свое будущее, за свою карьеру. Все его достижения будут фиксироваться в портфолио. Все это будет стимулировать его к развитию его творческих возможностей, достижению высоких результатов в учебном процессе, участию общественной жизни учебного заведения. Тем более что в дальнейшем портфолио будет использовано при трудоустройстве студента после получения диплома.
Назначение портфолио студента :оценка учебных успехов и научных достижений; оценка готовности к профессиональной карьере; сотрудничество педагога и обучающегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
Цель учебно-научной оценки: оценить, изменяющуюся во времени готовность к обучению и профессиональному росту; помочь студенту привлечь внимание работодателя и подчеркнуть свои конкурентные преимущества по сравнению с другими претендентами; дать возможность работодателю легко проанализировать подготовку и весь спектр умений и способностей студента; создать условия для принятия оптимального кадрового решения.
Цель оценки готовности к карьере: передать деловую и личностную информацию об студенте;
Что же должно представлять собой портфолио студента?
Требования к портфолио:
- должно фиксировать все достижения студента;
- можно использовать для хранения курсовых и дипломных работ, докладов на научно-практических конференциях и т.д.
- следует регулярно обновлять по мере прогресса при обучении.
Чем ближе к выпуску студента из учебного заведения, тем более профильным должно быть портфолио.
В век информационных технологий и электронной коммуникации неплохо иметь электронный вариант портфолио. Такой формат позволяет легко и эффективно общаться через Интернет с возможным работодателем.
Его можно разместить на персональном сайте или сайте учебного заведения. Электронной портфолио легче обслуживать, вносить в него необходимые изменения. Кроме того, такое портфолио может приятно удивить работодателя помочь оторваться от конкурентов, поскольку характеризует его автора как представителя новой волны, работников идущих в ногу с высокими технологиями. Разработаны унифицированные рекомендации по разработке и внедрению электронного варианта портфолио — «Европейского портфолио-резюме», валидного на всей территории Европейского Союза.
Строгой структуры портфолио не существует, тем более разновидностей портфолио очень много, каждое учебное заведение само должно определять, что должно входить в состав портфолио.
Основные разделы портфолио студента:
- Резюме.
- Пройденные учебные курсы по основной деятельности и связанные с ней области знаний.
- Список выполненных работ.
- Список достижений.
- Список внеучебных мероприятий, где на практике проявляются навыки лидерства и другие навыки.
- Дополнительное образование.
- Карьерный потенциал и готовность к карьере.
- Рекомендации.
Перед зарубежной школой, как и перед российской, возникает вопрос: почему и зачем используется портфолио в практике обучения новой системе оценивания работы, связанной с контролем за развитием учащихся в соответствии с учебным планом, портфолио могут:
- ускорить процесс оценки, показывая диапазон навыков и знаний учащихся;
- поддерживать учебные цели;
- фиксировать изменения и рост учащихся за определённый период времени;
- поощрять результаты учащихся, преподавателей и родителей
• обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году.
В зарубежной педагогической практике разработан целый ряд моделей портфолио. В их основе лежат общие принципы, характерные для аутентичного оценивания. Рассмотрим кратко основные их них.
- Изменение целеполагания обучения и оценивания, ориентирован-ных на достижение результата. Так, целью учебного процесса становится обучение студентов умению учиться, исследовать сложные проблемы, решение которых предполагает сотрудничество, личную ответственность толерантное отношение к ситуации определённости. Студенты станут выпускниками колледжа лишь в том случае, если они продемонстрируют достаточный уровень сформированности компетентности в каждой из изучаемых областей.
- В соответствии с целевыми установками вторым необходимым условием для введения портфолио учебный процесс становится созданием особой учебной среды, которая позволяет студентам конструировать собственное знание, развивать способности независимого мышления действия, формировать особенности, привычки») мыследеятельностной и поведенческой сфер, которые позволят им стать компетентными и ответственными гражданами. Технология «портфолио» позволяет реализовать целевые установки.
- Проектная деятельность, как обязательная составляющая портфолио предполагает исследования и планирование, от обучаемых требуются умения организовывать своё время, и мысли; глубокое проникновение в процессы познания, критика и рефлексия относительно целого спектра тем и собственной деятельности; участие в установлении стандартов и требований к проекту; нахождение своего места в проекте.
Рассмотрим типы портфолио, которые чаще всего используются в зарубежной педагогической литературе:
Портфолио документации. Этот тип известен также как «рабочий» портфолио: показывает развитие и рост в обучении учащихся, представлен работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода. Портфолио документации может включать все материалы, начиная от зарождения идеи до её воплощения и конечного результата.
Портфолио процесса. При сборе документов этого типа портфолио особенно полезны при изучении документации полного процесса обучения учащихся. Портфолио показывает, как развивались навыки.
Портфолио показательный. Этот тип портфолио лучше всего использовать для суммирования мастерства учащихся, полученного по определённым пунктам учебного плана. Он должен включать лучшие работы, отобранные как самими учащимися, так и учителями. Включаются только законченные работы. Этот тип портфолио совместим с аудиовизуальным, включающим фотографии, видеозаписи, электронные отчёты. Показательный портфолио должен также включать письменный анализ.
Оценочный портфолио — непрерывный и продолжающийся; многомерный, т.е. отражает широкий спектр возможностей изучения процесса обучения.
Зарубежными исследователями установлено, что для оценивания портфолио необходимо использовать пять основных критериев:
- цель;
- степень организации портфолио;
- его компоненты и характерные детали;
- голос и его тональность презентующего портфолио;
- использование лексики и грамматики.
Согласно ещё одной точке зрения, необходимо использовать восемь критериев для оценки любого типа портфолио. К ним относят:
- необычную презентацию идеи;
- выполнение работы на уровне свыше возраста или ступени обучения;
- комплексную или усложнённую презентацию идеи;
- глубинное понимание проблемы или идеи;
- хорошее обеспечение ресурсами и вдумчивое использование материалов;
- наличие элементов исследования идеи;
- хорошую коммуникативную организацию материала для презентации;
- наличие высокой степени интереса и настойчивости.
Конечно же оценка портфолио зависит от цели составления его . Оценка должна производиться не менее одного раза в течении семестра.
Портфолио позволяет реализовать новый характер взаимоотношений, использовать идеи мотивации и стимулирования, самореализации и самоуправления.
Портфолио – это своеобразное досье, которое легко интегрируется в профессиональные и служебные системы оценки, что дает возможность раннего формирования профессионально-значимых знаний, умений, навыков будущей профессии с учетом требований времени.
Как преподавателем «Экономики отрасли» мной накоплен определенный опыт использования «портфолио».
Предлагаю студентам составить портфолио по данной дисциплине, представляю в этом случае серию вопросов, заданий, структуру «портфолио».
Студент по собственному выбору отбирает в свое «досье» работы, выполненные им на занятии самостоятельно (контрольные работы, тесты, курсовую работу и т.д.). Кроме того, «портфолио» содержит результаты внеаудиторной работы (рефераты, доклады, кроссворды по дисциплине и т.п.).
Время от времени, по завершению определенного объема работ
(например, по одному из разделов программы) – студент выставляет свой «портфолио» в группе, либо на родительском собрании.
В некоторых случаях оценка знаний по дисциплине осуществляется не посредством экзамена, а самопрезентацией своего «портфолио» студентом.Такая работа с «портфолио» позволяет повысить качество обучения и самооценки студентов, за счет заинтересованности студентов в получении высокой оценки их знаний и умений по данной дисциплине.