В конце 60-х гг. эксперты банков ЦБ предлагали создать систему международного контроля за международными финансовыми рынками, т.к. деятельность коммерческих банков подрывала валютную политику ЦБ и в целом мировой валютной системы. С начала 80-х гг. в международных финансовых центрах, таких как Гонконг, Сингапур, Каймановы острова, самопроизвольно начался процесс дерегламентации, который сопровождался постепенной сменой национальных норм в сфере валютного контроля. Идея международного контроля трансформировалась в согласованные действия ЦБ, производимые на консультационной основе. ЦБ стали укреплять устойчивость международной банковской системы не посредством международного кодекса контроля, а в форме рекомендаций, систематизируя национальные правила и практику банковской деятельности. Усилия ЦБ были сосредоточена на следующем:
1) повышение степени прозрачности рынков,
2) приспособление техники и сферы предварительного наблюдения за рынками и банками,
3) укрепление балансов кредитных учреждений, прежде всего за счет собственных средств,
4) уменьшение на национальном уровне рисков кризисов, которые могли бы возникнуть вследствие неплатежеспособности банков или недостаточной ликвидности банков.
С 1965 г. Банк международных расчетов по поручению ЦБ наблюдал за статистикой эволюции международных рынков капиталов и составлял ежеквартальные отчеты.
В 1974 г. после срывов в работе трех крупных банков: в Германии, в Италии и США (кризис ликвидности – банки не смогли расплатиться по своим обязательствам перед своими клиентами), — был создан наблюдательный комитет, объединяющий экспертов ЦБ ведущих промышленных стран, который выработал документ «Принципы для конроля за банковскими учреждениями за границей» (конкордат) 1975 г., цель которого – усиление конроля за деятельностью банков путем организации распределения задач между ЦБ таким образом, чтобы не одно заграничное отделений крупного международного банка не могло избежать соответствующего контроля со стороны хотя бы одного комиссионного института. На практике ЦБ-ам было рекомендовано наблюдать за платежеспособностью своих национальных банков и их иностранных отделений с использованием консолидированных бухгалтерских документов. Кроме того, контроль за ликвидностью отделений и филиалов иностранных банков следует осуществлять ЦБ-ам по месту нахождения иностранных отделений и филиалов коммерческих банков.
В 80-е гг. эти рекомендации были дополнены контролем за забалансовыми операциями банков, которые подвержены особым рискам; в связи с эти наблюдательный комитет предложил систему классификации, позволяющую оценить новые риски банковских операций.
В 1988 г. было заключено новое ????? соглашение, которое предусматривало, что все международные банки должны действовать в одном режиме касательно собственного капитала. В соглашении дается определение собственного капитала, который должен формироваться из капиталов и резервов, отображенных в финансовых отчетах, резервов на покрытие долгов и смешанных финансово-долговых инструментов.
В соглашении сформулирован минимальный коэффициент рисковых активов для кредитных учреждений, — собственные средства каждого учреждения должны составлять по меньшей мере 8 % от активов, взвешанных в соответствии с уровнем риска, причем эти коэффициенты по каждому банку должны были рассчитать сами ЦБ. В соглашении впервые стали применяться идентичные правила минимальной платежеспособности ко всем крупным международным банкам.
Современные проблемы банковской практики, урегулированием которых в настоящее время занимается наблюдательный комитет, это методы формирования резервов для покрытия долгов, правила бухгалтерского учета рисков по операциям «своп», контроль ликвидности и др.