Мозговой штурм

«Мозговой штурм» (атака) был предложен как метод активизации творческой мысли. При его организации применяются средства, снижающие критичность и повышающие у учащихся уверенность в себе. Снижение критичности в процессе «мозгового штурма» достигается двумя путями: 1) прямая инструкция ведущего быть свободными, оригинальными, подавить критичность к себе и своим идеям, не бояться оценки окружающих; 2) создание специальной, располагающей к мыслительной деятельности атмосферы, благоприятных внешних условий. В процессе «мозговой атаки» каждый учащийся свободно предлагает свои идеи по решению проблемы. При этом критика запрещена полностью. Идеи не персонализируются и становятся общими. Все участники равноправны и независимы. Поощряются живые идеи, стимулируется даже выдвижение необычных, нереальных идей.

Выше сформулированные положения составляют правила «мозговой атаки», которые объявляются перед началом «штурма».

«Мозговая атака проводится без предварительной подготовки. Объявляется любая тема, можно по желанию участников.

Выбираются две группы пожеланию: группа генераторов идей группа аналитиков. Генераторы идей садятся лицом друг к другу (круглый стол), аналитики размещаются где угодно.

1-й этап – генерация идей. Разминка 2-3 минуты – каждый пишет 2-3 идеи, которые выскажет. Затем каждый быстро высказывает любую идею (в том числе и необдуманную — в этом эффект «мозгового штурма»). Вэто время аналитики фиксируют любые высказываемые идеи столбиком по трём направлениям: известная, устаревшая, новая.

Главное – высказывать идеи в быстром темпе.

Атака заканчивается автоматически после того, как иссякнут идеи.

2-й этап – синтез идей. Аналитики выступают: « Нам показалось чрезвычайно интересным…»

3-й этап – завершающий: всех участников распускают на 5 минут, после чего ведущий, генераторы, аналитики дают план, программу решения проблемы.

4-й этап – разбор игры.

Метод «мозгового штурма» используется не только для обучения, но и как практический прием для разрешения творческих и сложных задач. Для этого его модифицируют. На семинаре можно проиграть несколько модифицированных вариантов:

«Эстафетный» — при решении проблемы используется эстафетная палочка. Участник, которому она передается, должен высказать идею. А затем передать палочку другому (на свой выбор).

«Работа в малых группах»  участники разбиваются на тройки, один является секретарём-экспертом, двое других в течение 5 – 10 минут выдвигают как можно больше идей. Затем эксперты каждой группы обобщают идеи и высказывают их всем участникам семинара. В результате создается банк идей.

«Жужжание пчелы» — на занятии выбираются несколько лидеров, которые формируют команды по 5-7 человек. Участникам семинара предлагается учебная ситуация. Каждая команда обсуждает в течение короткого времени возможность её разрешения. Обсуждение ведется вполголоса и производит впечатление жужжания пчел. Затем обсуждение прекращается, и лидер, выслушав все идеи, должен быстро принять решение и высказать его ведущему.

Оцените статью
Обучающие статьи