Методология определения номенклатуры и объемов резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает использование целостной системы методов анализа и прогноза ситуации в регионах России, развитие которых позволяет судить о готовности их к функционированию в чрезвычайных условиях. Основными укрупненными этапами этой работы являются:
— разработка типовых чрезвычайных ситуаций по различным типам регионов, угроз, способов регулирования и управления в ЧС, включая номенклатуру и нормы расхода материальных ресурсов для ликвидации этих чрезвычайных ситуаций;
— определение предельных значений показателей и построение индикативных систем, позволяющих определить ущерб, который может быть нанесен национальной безопасности России;
— разработка прогнозов возникновения возможных природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и сценариев их развития на основе моделирования ситуаций в различных регионах и отраслях страны, с учетом социально-экономического развития регионов России, проведения аналогий различных ситуаций, положений и способов разрешения проблем (на базе системы социально-экономических показателей, применяемых для целей выработки государственной региональной политики);
— определение объемов по номенклатуре материальных ресурсов, необходимых для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций в целом по стране и по уровням формирования их резервов.
Типовая чрезвычайная ситуация (ТЧС) — опасная (критическая) обстановка, складывающаяся на данной территории (акватории, объекте) в результате наиболее вероятных для нее (часто повторяющихся) стихийных бедствий или техногенных аварий (катастроф) и вызывающая или могущая вызвать человеческие жертвы, ущерб экономике и природной среде данной территории.
Для каждой такой ситуации устанавливается типовой набор и объемы (нормы) материальных ценностей, необходимый для и ее ликвидации, состоящий из товаров для жизнеобеспечения населения и материально-технических ресурсов.
Резервы продовольственных товаров создаются в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей пострадавшего населения по нормам, установленным для условий ЧС, с учетом природных и других условий в зоне ЧС.
Создаваемые продовольственные запасы должны содержаться в виде продуктов сухого пайка с длительными сроками хранения. В состав специального резерва продовольствия включаются дифференцированные рационы питания: профилактического питания для больных (пораженных); для взрослого не пострадавшего (не получившего поражения) населения; для пожилых людей; для детей; индивидуальные рационы и групповые пайки для спасателей и др. лиц, занятых на ликвидации ЧС.
Продолжительность периода можно принять: при ЧС локального и местного уровня – до 7 суток; при ЧС территориального и регионального уровня – до 14-20 суток; при ЧС федерального и трансграничного уровня – до 30-40 суток.
Районы Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, изолированные регионы, не имеющие развитую транспортную сеть, должны формировать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в большем объеме и в расширенной номенклатуре по сравнению с регионами, расположенными в центральной части Российской Федерации.
Основной номенклатурой производственных и потребительских товаров, которые должны закладываться в запасы резерва по назначению их использования, могут являться:
1) продовольственные ресурсы первой необходимости — зерно и крупы, мясо, сахар, масло животное и растительное, соль;
2) непродовольственные товары первой необходимости — моющие средства, нательное белье, обувь и др.;
3) медикаменты и препараты:
для населения — по перечню Минздрава РФ;
и животноводства — сыворотки и прививочные средства или их компоненты и для растениеводства другие средства, используемые для защиты растений и в животноводстве;
4) производственно-технические ресурсы: топливо котельное, моторное, масла автотракторные — используемые в сельском и коммунальном хозяйстве.
Определение объемов необходимых резервов для поддержки субъектов Федерации и регионов по выбранной номенклатуре осуществляется эмпирическим или прогнозным методами.
Для поддержки регионов потребительскими товарами расчет необходимого их резерва исходит из соотношения минимальной потребности и прогнозного объема соответствующего ресурса по соответствующему региональному объекту. Общий расчетный (прогнозируемый) дефицит служит основой для формирования резервных запасов.
В общем виде задача определения объемов на прогнозируемые ситуации может быть сведена к оценке возникающего в чрезвычайной ситуации дефицита возможностей территориальных органов управления МЧС РФ по обеспечению частей и соединений гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и подразделений поисково-спасательных служб при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, для восстановления естественной убыли материально-технических ресурсов в ходе этих работ и для предоставления пострадавшему населению (населению зоны ЧС, зоны бедствия) минимально необходимых для его выживания жизненных средств (продукции, услуг) и выбору оптимального (по срокам и объемам, стоимостным и др. показателям реализации мероприятий) варианта привлечения материально-технических ресурсов для ликвидации (покрытия) этого дефицита.
Специальные резервы материально-технических ресурсов по своим объемам и номенклатуре должны быть достаточными для компенсации дефицита возможностей других источников удовлетворения потребностей соединений, частей ГО, аварийно-спасательных формирований и подразделений поисково-спасательной службы (ПСС) при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также населения в материально-технических ресурсах в течение всего периода от момента возникновения ЧС и до ее ликвидации.
Формализовано эта задача может быть сформулирована как задача разработки, обоснования и реализации мероприятий и их нормативно-правового обеспечения, направленных на обеспечение материально-технических ресурсов в объемах, достаточных для обеспечения объемов мероприятий по всей совокупности видов материально-технических ресурсов на протяжении всего периода ликвидации чрезвычайной ситуации (см. приложение 2 п. 1).
Суммарные затраты на мероприятия, направленные на повышение возможностей и на создание резервов материально – технических ресурсов должны быть минимальными (см. приложение 2 п. 2).
При расчете потребности территориального органа управления в определенном виде материально – технических ресурсов учитываются:
— объем потребности в определенном виде материально–технических ресурсов учитываются на весь период ликвидации чрезвычайной ситуации;
— норма (норматив) определенного вида материально–технических ресурсов для определенного вида мероприятий;
— объем осуществления определенного вида мероприятий;
— коэффициент к норме (нормативу) определенного вида мероприятий, учитывающий тип населенного пункта;
— коэффициент к норме (нормативу) определенного вида мероприятий, учитывающий региональные (природно-климатические и другие) особенности условий проведения мероприятий (см. приложение 2 п. 3).
Объемы потребностей в материально-технических ресурсах каждой группе населения оцениваются:
— на весь период ликвидации последствий ЧС, по видам продукции и услуг длительного пользования (обувь, одежда, постельное белье, другие предметы первой необходимости);
— по суткам периода, вида жизнеобеспечения ;
— по видам продукции и услуг разового пользования (вода, продукты питания, топливо и т.п.).
Для определения внутренних (собственных) ресурсных возможностей субъекта и территории по материально-техническому обеспечению мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации (зоне бедствия) в общем случае учитывается и слагается:
— возможный объем удовлетворения потребности в виде материально-технических ресурсов в ЧС за счет всех местных источников ресурсов. Оценка возможных объемов удовлетворения потребностей в материально-технических ресурсах производится в расчете на весь период и по суткам этого периода;
— сохранившиеся в зоне ЧС объекты территориальной подсистемы РСЧС
— объем суточного производства вида продукции (услуг) на
сохранившимся предприятии в зоне ЧС;
— продолжительность периода потребности в виде материально-технических ресурсов в ЧС. (см. приложение 2 п. 4)
Возможности производства продукции (оказания услуг) сохранившимися в зоне ЧС объектами учитываются в части, обеспеченной трудовыми ресурсами, сырьем, материалами, топливно-энергетическими и др. ресурсами производственного потребления. Указанная обеспеченность за период потребности в виде материально-технических ресурсов в ЧС может изменяться. Сокращается, вследствие не компенсируемого расхода запасов ресурсов или сокращения их поставок от внутренних и внешних источников. Возрастает при восстановлении местных источников и увеличении их внешних поставок. Это обстоятельство делает необходимым расчет возможных объемов удовлетворения потребностей в материально-технических ресурсах за счет производства продукции и услуг сохраняющимися в зоне ЧС объектами на весь период потребности в материально-технических ресурсах, а также и по суткам этого периода.
Возможности производства материально-технических ресурсов восстанавливаемыми в зоне ЧС (зоне бедствия) промышленными объектами учитываются в части объектов, нормативное время восстановления которых не превышает половине всего времени потребности, так как фактическое время их восстановления в условиях чрезвычайной ситуации как правило в 1,5-2 раза превышает нормативное. Из числа таких объектов учитываются только те, восстановление функционирования которых обеспечено соответствующими силами, средствами и ресурсами. Приращение возможностей материально-технического обеспечения за счет восстанавливаемых объектов учитывается за весь период потребности и по суткам этого периода.
Объемы сохранившихся запасов учитываются при оценке совокупных материально-технических ресурсов зоны ЧС (зоны бедствия) за весь период потребности материально-технических ресурсов в ЧС. В оценках посуточных возможностей материально-технического обеспечения объемы сохранившихся запасов распределяются, для покрытия дефицита материально-технических ресурсов начиная с первых суток ЧС и до полного исчерпания запасов.