Номенклатура и объемы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Методология определения номенклатуры и объемов резерва для ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает использование целостной системы методов анализа и прогноза ситуации в регионах России, развитие которых позволяет судить о готовности  их к функционированию в чрезвычайных условиях. Основными укрупненными этапами этой работы являются:

— разработка типовых  чрезвычайных ситуаций по различным типам регионов, угроз, способов регулирования и управления в ЧС, включая номенклатуру и нормы расхода материальных ресурсов для ликвидации этих чрезвычайных ситуаций;

— определение предельных значений  показателей и построение индикативных систем, позволяющих определить ущерб, который может быть нанесен национальной безопасности России;

— разработка прогнозов возникновения возможных природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и сценариев их развития на основе моделирования ситуаций в различных регионах и отраслях страны, с учетом социально-экономического развития регионов России, проведения аналогий различных ситуаций, положений и способов разрешения проблем (на базе системы социально-экономических показателей, применяемых для целей выработки государственной региональной политики);

— определение объемов по номенклатуре материальных ресурсов, необходимых для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций в целом по стране и по уровням формирования их резервов.

Типовая  чрезвычайная ситуация (ТЧС) — опасная (критическая) обстановка, складывающаяся на данной территории (акватории, объ­екте) в результате наиболее вероятных для нее (часто повторяю­щихся) стихийных бедствий или техногенных аварий (катастроф) и вызывающая или могущая вызвать человеческие жертвы, ущерб эконо­мике и природной среде данной территории.

Для каждой такой ситуации устанавливается типовой набор и объемы (нормы) материальных ценностей, необходимый для и ее ликвидации, состоящий из товаров для жизнеобеспечения населения и материально-технических ресурсов.

Резервы продовольственных товаров создаются в объ­емах, необходимых для удовлетворения потребностей пострадавшего населения по нормам, установленным для условий ЧС, с учетом при­родных и других условий в зоне ЧС.

Создаваемые продовольственные запасы должны содержаться в виде продуктов сухого пайка с длительными сроками хранения. В состав специального резерва продовольствия включаются диф­ференцированные рационы питания: профилактического питания для больных (пораженных); для взрослого не пострадавшего (не получившего поражения) населения; для пожилых людей; для детей; индивидуальные рационы и групповые пайки для спасателей и др. лиц, занятых на ликвидации ЧС.

Продолжительность периода можно принять: при ЧС локального и местного уровня – до 7 суток; при ЧС территориального и регионального уровня – до 14-20 суток; при ЧС федерального и трансграничного уровня – до 30-40 суток.

Районы Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, изолированные регионы, не имеющие развитую транспортную сеть, должны формировать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в большем объеме и в расширенной номенклатуре по сравнению с регионами, расположенными в центральной части Российской Федерации.

Основной номенклатурой производственных и потребительских товаров, которые должны закладываться в запасы резерва по назначению их использования, могут являться:

1) продовольственные ресурсы первой необходимости — зерно и крупы, мясо, сахар, масло животное и растительное, соль;

2) непродовольственные товары первой необходимости — моющие средства, нательное белье, обувь и др.;

3) медикаменты и препараты:

для населения —  по перечню Минздрава РФ;

и животноводства — сыворотки и прививочные средства или их компоненты и для растениеводства другие средства, используемые для защиты растений и в животноводстве;

4) производственно-технические ресурсы:  топливо котельное, моторное, масла автотракторные — используемые в сельском и коммунальном хозяйстве.

 Определение объемов необходимых резервов для поддержки субъектов Федерации и регионов по выбранной номенклатуре осуществляется эмпирическим или прогнозным методами.

Для поддержки регионов потребительскими товарами расчет необходимого их ре­зерва исходит из соотношения минимальной потребности и прогнозного объема соответст­вующего ресурса по соответствующему региональному объекту. Общий расчетный (прогнозируе­мый) дефицит служит основой для формирования резервных запасов.

 В общем виде задача определения объемов на прогнозируемые ситуации может быть сведена к оценке возникающего в чрезвычайной ситуации дефицита возможностей территориальных орга­нов управления МЧС РФ по обеспечению частей и соединений гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и подраз­делений поисково-спасатель­ных служб при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, для восста­новления естественной убыли материально-технических ресурсов в ходе этих работ и для предоставления пострадавшему населению (населению зоны ЧС, зоны бедствия) минимально необходимых   для его выживания жизненных средств (продукции, услуг) и выбору  оптимального (по срокам и объемам, стоимостным и др. показателям реализации  мероприятий) варианта привле­чения материально-технических ресурсов для ликвидации  (покрытия) этого дефицита.

Специальные  резервы материально-технических ресурсов по своим объе­мам и номенклатуре должны быть достаточными для компенсации дефицита возможностей других источников удовлетворения потребностей соединений, частей ГО, аварийно-спасательных формирований и подразделений поисково-спасательной службы (ПСС) при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также населения в материально-технических ресурсах в течение всего периода от момента возникновения ЧС и до ее ликвидации.

Формализовано эта задача может быть сформулирована как задача разра­ботки, обоснования и реализации мероприятий  и их нормативно-право­вого обеспечения,  направленных на обеспечение материально-техниче­ских ресурсов в объемах, достаточных для обеспечения объемов меро­приятий  по всей совокупности видов материально-технических ресур­сов  на протяжении всего периода ликвидации чрезвычайной ситуации (см. приложение 2 п. 1).

 Суммарные затраты на мероприятия, направленные на повышение возможностей и на создание резервов материально – технических ресурсов должны быть минимальными (см. приложение 2 п. 2).

 При расчете потребности территориального органа управления в определенном виде материально – технических ресурсов учитываются:

— объем потребности в определенном виде материально–технических ресурсов учитываются на весь период  ликвидации чрезвычайной ситуации;

— норма (норматив) определенного вида материально–технических ресурсов для определенного вида мероприятий;

— объем осуществления определенного вида мероприятий;

— коэффициент к норме (нормативу) определенного вида мероприятий, учитывающий тип населенного пункта;

— коэффициент к норме (нормативу) определенного вида мероприятий, учитывающий региональные (природно-климатические и другие) особенности условий проведения мероприятий (см. приложение 2 п. 3).

Объемы потребностей в материально-технических ресурсах каждой  группе населения оцениваются:

—   на весь период ликвидации последствий ЧС, по видам продукции и услуг длительного пользования (обувь, одежда, постельное белье, другие предметы пер­вой необходимости);

—          по суткам периода,  вида жизнеобеспечения ;

—          по видам продук­ции и услуг разового пользования (вода, продукты питания, топливо и т.п.).

Для определения внутренних (собственных) ресурсных возможностей субъекта и  территории по матери­ально-техническому обеспечению мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации (зоне бедствия) в общем случае учитывается и слагается:

—   возможный объем удовлетворения потребности в  виде матери­ально-технических ресурсов в ЧС за счет всех местных источников ресурсов. Оценка возможных объемов удовлетворения потребностей в материально-технических ресурсах производится в расчете на весь период и по суткам этого периода;

            — сохранившиеся в зоне ЧС объекты территориальной под­системы РСЧС

—  объем суточного производства  вида продукции (услуг) на

 со­хранившимся предприятии  в  зоне ЧС;

— продолжительность периода потребности в виде материально-технических ресурсов в ЧС. (см. приложение 2 п. 4)

Возможности производства продукции (оказания услуг) сохранившимися в зоне ЧС объектами  учитываются в части, обеспеченной трудовыми ресурсами, сырьем, материалами, топливно-энергетическими и др. ресурсами производственного потребления. Указанная обеспеченность за период потребности  в виде материально-технических ресурсов в ЧС может изменяться. Сокращается,  вследствие не компенсируемого расхода запасов ре­сурсов или сокращения их поставок от внутренних и внешних источников. Возрастает при восстановлении местных источников  и  уве­личении их внешних поставок. Это обстоятельство делает необходимым расчет возможных объемов удовлетворения потребностей в материально-технических ресурсах за счет производства продукции и услуг сохраняющимися в зоне ЧС объектами на весь период потребности в материально-технических ресурсах, а также  и по суткам этого периода.

Возможности производства           материально-технических ресурсов вос­станавливаемыми в зоне ЧС (зоне бедствия) промышленными объек­тами учи­тываются в части объектов, нормативное время восстановле­ния которых не превышает половине всего времени потребности, так как фактическое время их восстановления в условиях чрезвычайной ситуации как правило в 1,5-2 раза превышает нормативное. Из числа таких объектов учитываются только те, восс­тановление функционирования которых обеспе­чено соответствующими силами, средствами и ресурсами. Приращение воз­можностей материально-технического обеспечения за счет восстанавливаемых объектов учитывается за весь период потребности и по суткам этого периода.

Объемы сохранившихся запасов учитываются при оценке совокупных ма­териально-технических ресурсов зоны ЧС (зоны бедствия) за весь период потребности  материально-технических ресурсов в ЧС. В оценках посуточных возможностей материально-технического обеспечения объемы сохранившихся запасов распре­деляются, для покрытия дефицита ма­териально-технических ресурсов начиная с первых суток ЧС и до полного ис­черпания запасов.

Оцените статью
Обучающие статьи
Adblock
detector