Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы и решения в жизнь.
Сущностью организации как функции управления является создание системы, включающей управляющую и управляемую подсистему, которая наиболее полно отвечает требованию эффективного достижения целей деятельности.
При определении содержания организационной деятельности необходимо определиться с входом и выходом данной функции.
Входом являются результаты по выполнению предшествующей функции управления – планирования, т.е. приступая к осуществлению процесса организационной деятельности, мы уже имеем определенные в результате планирования систему целей, состав финансовых, материальных и других ресурсов.
Выходом реализации этой функции управления является результат деятельности – создание реальных организаций, способных эффективно осуществлять процесс деятельности.
Содержание организации как функции управления состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия, определении порядка и условий функционирования хозяйственной организации.
Существует два вида организационных полномочий — линейные и штабные
Линейные полномочия передаются непосредственно от начальника к подчиненным, а от тех — своим подчиненным. Они дают право самостоятельно принимать решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями, если это не выходит за рамки, официально установленные высшим уровнем управления.
Штабные полномочия имеют совещательный характер. На помощь и приходят специалисты-эксперты, образующие так называемый «штаб», или «аппарат», занимающийся подготовкой решений. Поэтому штабные полномочия дополняют линейные и не существуют отдельно от них.
Делегирование полномочий — это процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации. Используется для улучшения и оптимизации рабочей силы руководителя.
+ 1. действенным способом мотивации;
2 отличным методом повышения квалификации подчиненного.
3. экономией финансов компании
4.прекрасным способом ускорить определенные процессы.
— 1. вы не можете быть убеждены, что их выполнят качественно
2. риски срыва срока. сотрудники не смогут справиться с новой работой
3. Ответвечать за невыполненное или неверное выполненное задание будет руководитель
4.Есть руководитель, который очень боится, что подчиненные выполнят его задачу лучше, чем он сам.
Число лиц, подчиняющихся одному руководителю, представляет сферу контроля. Если одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, то имеет место широкая сфера контроля, которая дает в результате плоскую структуру управления. Если каждому руководителю подчиняется небольшое количество сотрудников, т. е. когда сфера контроля узкая, то в этом случае можно говорить о многоуровневой структуре.
Средняя величина диапазона контроля составляет 7-10 сотрудников. На высших этапах управления он равен 4-5 сотрудников, а на низовых, при выполнении простых работ, может достигать 20-30 сотрудников и даже значительно больше.
два типа управления: бюрократический и органический
В основе бюрократической — представление о предприятиях как об «организованных организациях», предъявляющих жесткие требования, как к людям, так и структурам, в рамках которых они действуют.
- четкое разделение труда
- иерархичность управления
- наличие формальных правил и норм
- осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.
Органическаий
более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой организации труда.
- Решения принимаются на основе обсуждения
- Творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией.
- Правила работы формулируются в виде принципов, а не установок.
- Распределение работы между сотрудниками обусловливается не их
должностями, а характером решаемых проблем.