Не секрет, что больших успехов в жизни добиваются люди организованные, умеющие планировать свою работу, точные, внимательные, умеющие управлять и своим временем, и делами. Самоорганизация — огромная сила, притягивающая к человеку других людей. Предлагаемый тест служит не только для оценки личного уровня организованности, но и средством, которое может побудить к сознательной выработке организационных навыков и привычек.
1. Есть ли у тебя главные цели в жизни?
а) да, есть (4 балла);
б) разве можно иметь какие-то цели, ведь жизнь так изменчива (0 баллов);
в) у меня есть главные цели, и я стараюсь достичь их (6 баллов);
г) цели-то у меня есть, но я маловато делаю для их достижения (2 балла).
2. Составляешь ли ты план своих дел на день или неделю, используя для этого еженедельник, блокнот и т.д.?
а) да (6 баллов);
б) нет (0 баллов);
в) не могу сказать ни «да», ни «нет», так как держу все в голове (3 балла).
3. Ругаешь ли ты себя за невыполнение намеченного?
а) да, если вижу свою вину, лень или неповоротливость (4 балла);
б) да, всегда, несмотря ни на какие субъективные или объективные причины (6 баллов);
в) меня и так много ругают, зачем же еще
ругать самого себя? (0 баллов).
4. Есть ли у тебя записная книжка?
а) да (6 баллов);
б) нет (0 баллов).
5. Как ты располагаешь вещи, которыми час то пользуешься?
а) как попало (0 баллов);
б) каждой вещи — свое место (6 баллов);
в) считаю, что этот вопрос не имеет отношения к самоорганизации (0 баллов);
г) периодически навожу порядок (2 балла).
6. Можешь ли ты в конце дня сказать, где, сколько и по каким причинам ты напрасно терял время?
а) да, в целом (2 балла);
б) могу сказать только о месте, где время было потеряно понапрасну (1 балл);
в) если бы в самом деле была бы верна пословица «Время — деньги», то я бы его считал (0 баллов);
г) не только все это знаю, но и ищу способы сделать так, чтобы это не повторилось (4 балла).
7. Каковы твои действия, если в разговоре друзья начинают «переливать из пустого в порожнее»?
а) предлагаю говорить по существу (3 балла);
б) так часто бывает, что делать — приходится слушать (0 баллов);
в) погружаюсь в свои мысли (0 баллов).
8. Предположим, что тебе поручили сделать доклад. Придаешь ли ты значение его продолжительности, а не только содержанию?
а) уделяю серьезное внимание его содержанию, оценивая продолжительность лишь приблизительно: ведь если получится интересно, то мне дадут дополнительное время, чтобы закончить (2 балла);
б) уделяю в равной степени внимание и содержанию, и продолжительности (б баллов).
9. Стараешься ли ты использовать буквально каждую минуту для выполнения задуманного?
а) да, но у меня не всегда получается (3 балла);
б) зачем, если время все равно не обгонишь? (0 баллов);
в) стараюсь, несмотря ни на что (6 баллов).
10. Как ты запоминаешь поручения, задания, просьбы и т.п.?
а) записываю в своем еженедельнике с указанием срока (6 баллов);
б) наиболее важное записываю, мелочь стараюсь помнить так (1 балл);
в) стараюсь запомнить все, так как это тренирует память (1 балл);
г) пусть помнит о поручениях тот, кто их дал: если это в самом деле важно, мне всегда напомнят (0 баллов).
11. Как ты приходишь на встречи или свидания?
а) раньше на 5-10 минут (4 балла);
б) вовремя (6 баллов);
в) зависит от важности встречи (1 балл);
г) как правило, опаздываю (0 баллов).
12. Какое значение ты придаешь своевременности выполнения заданий, поручений, просьб?
а) считаю, что своевременность выполнения — один из важных показателей умения работать (3 балла);
б) лучше немного затянуть выполнение задания (0 баллов);
в) предпочитаю поменьше рассуждать о своевременности, а точно выполнять все в срок (6 баллов);
г) исполнительность всегда наказывается: сделаешь вовремя, придумают что-то еще (0 баллов).
13. Предположим, ты обещал что-то сделать или помочь в чем-то другому человеку. Но обстоятельства изменились, и тебе это стало трудно сделать. Как ты поведешь себя?
а) скажу ему об изменении обстоятельств и о невозможности выполнить обещанное (2 балла);
б) постараюсь поставить его об этом в известность, одновременно пообещаю, что сделаю в следующий раз (0 баллов);
в) выполню обещанное, во что бы то ни стало (6 баллов).
От 72 до 78 баллов: ты организованный человек. Единственное, что можно посоветовать: не останавливайся на достигнутом, пусть тебе не кажется, что ты достиг предела. Организация в отличие от природы дает наибольший выигрыш тому, кто считает ее ресурсы неисчерпаемыми.
От 63 до 71 балла: ты считаешь самоорганизацию неотъемлемой частью любой работы. Это дает тебе несомненное преимущество перед теми, кто пользуется приемами самоорганизации в случае крайней необходимости. Но у тебя есть большие резервы для роста в этом отношении.
Меньше 63 баллов: твой образ жизни и твои близкие научили тебя быть в чем-то организованным. Организованность то появляется в твоих делах, то исчезает. Это признак отсутствия четкой системы. Постарайся побольше анализировать свои действия, свой расход времени на те или иные дела. Чтобы стать организованным человеком, нужно иметь волю и преодолеть свою лень и безалаберность. Удачи!