- Государственное регулирование тарифов (цен) заключается в установлении экономически обоснованного уровня расходов на производство (отпуск) единицы энергии (мощности) или услуг, оказываемых на рынках электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.
- Расчет и формирование тарифов (цен) осуществляются исходя из принципа обязательного раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, объемов продукции, доходов и расходов по производству, передаче и сбыту энергии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1998 г. N 700 «О введении раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в энергетике».
- Основным методом расчета регулируемых тарифов (цен) является метод экономически обоснованных расходов.
По решению Комиссии могут применяться дополнительные методы формирования регулируемых тарифов (цен), отличные от метода экономически обоснованных расходов, с учетом положений пунктов 17 – 19 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», в том числе:
- метод индексации тарифов (цен);
- метод привязки регулируемых тарифов (цен) к определенной один раз в 3 месяца средневзвешенной цене покупки электрической энергии на оптовом рынке.
Для реализации дополнительных методов формирования регулируемых тарифов (цен) Комиссия устанавливает соответствующие Методические указания.
- При применении метода экономически обоснованных расходов региональные комиссии руководствуются изложенными ниже положениями.
21.1. Основными исходными параметрами расчета экономически обоснованного уровня расходов на производство (отпуска) единицы энергии (мощности) или услуг, оказываемых на рынках электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, являются:
— необходимая валовая выручка (НВВ) на период регулирования, для покрытия обоснованных расходов на производство регулируемого вида деятельности, обеспечения соответствующих организаций необходимой прибылью и средствами для уплаты всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством;
- объемы производства энергии и (или) оказания услуг.
Объем производства продукции и услуг, определяемый на основании сводного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утверждаемого Комиссией. Для субъектов Российской Федерации, расположенных за пределами ЕЭС России, балансы электрической энергии (мощности) утверждаются соответствующей региональной комиссией.
Основой расчетов по обоснованию и регулированию цен на тепловую энергию (мощность), поставляемую на розничный рынок, является отпуск тепловой энергии (мощности), рассчитанный на основании прогнозной потребности в тепловой энергии (мощности) по соответствующим рынкам тепловой энергии, утверждаемый региональными энергетическими комиссиями.
НВВ
Т(Ц) = ¾¾¾¾, где : (2)
ОП
Т (Ц) – тариф (цена) на розничном рынке;
ОП – объем производства (отпуска) энергии или оказания услуг (ОУ) в соответствующих единицах измерения.
НВВ – необходимая валовая выручка для покрытия обоснованных расходов на производство регулируемого вида деятельности (производство электрической (тепловой) энергии, передача электрической (тепловой) энергии).
21.2. Расчет необходимой валовой выручки (НВВ) для покрытия обоснованных расходов на производство регулируемого вида деятельности осуществляется в соответствии Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, «Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» и настоящими Методическими указаниями.
21.3. В случае, если энергоснабжающая организация осуществляет регулируемую деятельность в нескольких субъектах РФ, объемы НВВ по регулируемым видам деятельности рассчитываются отдельно по каждому из субъектов РФ соответствующими Региональными энергетическими комиссиями (определяется НВВ для осуществления регулируемого вида деятельности исходя из показателей каждого субъекта РФ).
Расчет объемов НВВ производится по методике, разрабатываемой и утверждаемой всеми соответствующими региональными комиссиями. В случае не утверждения методики хотя бы одной региональной комиссией вопрос об ее утверждении по инициативе любой из указанных региональных комиссий выносится на рассмотрение Комиссии (с приложением проекта (проектов) методики и протокола разногласий). Комиссия в месячный срок утверждает соответствующую методику, обязательную для исполнения всеми заинтересованными лицами (соответствующими региональными комиссиями и субъектами регулирования).
- В случае если организация кроме регулируемой деятельности осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление не учитываются при расчете регулируемых тарифов (цен).
- Регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из регулируемых тарифов (цен) избыточных и непроизводительных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, вызванных привлечением этими организациями избыточных ресурсов, недоиспользованием (неоптимальным использованием) производственных мощностей, финансированием за счет поступлений от регулируемой деятельности иных расходных (в том числе убыточных) сфер деятельности, не относящихся к регулируемой деятельности, а также иными факторами, обусловливающими указанные избыточные и непроизводительные расходы.
- Регулирующие органы на основе предварительно согласованных с ними мероприятий по сокращению расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, обязаны в течение 2 лет после окончания срока окупаемости затрат на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень удельных расходов, сложившихся в период, предшествующий сокращению расходов.
- В случае если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов (цен) на расчетный период регулирования, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств). Указанные расходы учитываются, если они подтверждены (выявлены) в результате соответствующей проверки, проведенной регулирующим органом, и (или) на основе официальных данных бухгалтерской и статистической отчетности.
- В последующие расчетные периоды регулирования учитываются приводимые ниже расходы на покрытие убытков от списания дебиторской и кредиторской задолженностей.
26.1. Расходы, направляемые на покрытие убытков от списания просроченной дебиторской задолженности, возникшей до 1 января 2001 года.
В расчет необходимой валовой выручки для покрытия обоснованных расходов на осуществление регулируемых видов деятельности принимается только дебиторская задолженность покупателей или потребителей соответствующего регулируемого вида деятельности.
Списание задолженности производится по факту ее образования по видам деятельности:
- производство электрической энергии;
- предоставление услуг по передаче электрической энергии;
- производство тепловой энергии;
- предоставление услуг по передаче тепловой энергии,
и в соответствии с разрабатываемым субъектом регулирования и согласованным региональной комиссией графиком списания дебиторской задолженности обеспечивающим равномерное распределение указанных средств-убытков.
26.2. Расходы на выплату части кредиторской задолженности, не покрываемой встречными обязательствами дебиторов и возникшей до 1 января 2001 года, если они не были учтены в предыдущих периодах регулирования. Недостаток средств для погашения задолженности рассматривается только перед кредиторами регулируемого вида деятельности. При этом встречные обязательства дебиторов должны относиться к соответствующему регулируемому виду деятельности. Распределение по видам деятельности данной статьи расходов осуществляется аналогично распределению убытков от списания дебиторской задолженности.
- Исключаются из состава НВВ:
— вскрытые и оформленные актом проверки, проведенной регулирующим и иными органом, а также на основе официальных данных бухгалтерской и статистической отчетности, избыточные и необоснованные расходы субъектов регулирования согласно пункту 31 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»;
— средства, полученные от дебиторов, но ранее учтенные регулирующим органом как убытки от списания дебиторской задолженности;
— средства, привлеченные за счет поступлений от регулируемой деятельности и направленные на оплату процентов по кредитам банков, полученным для финансирования необоснованных расходов.
Выявленные по данным отчетности не использованные в течение базового периода регулирования средства по отдельным статьям расходов учитываются регулирующими органами при установлении тарифов (цен) на следующий период регулирования в качестве источника покрытия расходов следующего периода регулирования.
- Необходимая валовая выручка (НВВ) на период регулирования, для покрытия обоснованных расходов на производство регулируемого вида деятельности, с учетом корректировки по избытку (исключению необоснованных расходов) средств и возмещению недостатка средств, рассчитывается по формуле:
НВВ = НВВр ± DНВВ, где: (3)
НВВр – необходимый доход субъекта регулирования в расчетном периоде, обеспечивающий компенсацию экономически обоснованных расходов на производство продукции (услуг) и получение прибыли, определяемой в соответствии с настоящими Методическими указаниями;
∆НВВ – экономически обоснованные и доказанные расходы субъекта регулирования, подлежащие возмещению (со знаком +) и исключению из НВВ (со знаком -) в соответствии с пп. 25, 26, 27 настоящих Методических указаний.