доцента кафедры конституционного и муниципального права МГЮА Е.С. Шугриной посвящена отдельным аспектам важнейшей проблемы современной правовой науки и практики. Эту проблему в самом широком смысле можно определить как ответственность власти перед обществом.
В книге вопросы контроля и надзора за деятельностью властных структур, их юридической ответственности раскрываются применительно к муниципальному уровню. Многочисленные управленческие ошибки при перераспределении предметов ведения и финансовых ресурсов между различными уровнями публичного управления в современной России в условиях отсутствия единой системы государственной власти привели к тому, что на местном уровне, который максимально приближен к населению, проблема ответственности власти сегодня стоит особенно остро. Надлежащая законодательная регламентация контроля, надзора и ответственности в деятельности органов местного самоуправления, конечно, в полном объеме не решит вышеозначенных проблем, но, во всяком случае, создаст дополнительные гарантии законности и дисциплины. Именно в таком аспекте раскрывается контроль в рецензируемой монографии — как одна из гарантий реализации права на местное самоуправление, метод соблюдения законности в муниципальном образовании.
Основным отличием исследования Е.С. Шуг- риной от других многочисленных научных работ по муниципально-правовой тематике и одновременно ее несомненным достоинством является значительное количество изученной судебной и иной правоприменительной практики.
Работа состоит из десяти глав. Первая глава посвящена понятию и видам органов местного самоуправления, характеризуя которые автор обращается к большому числу нормативных, судебных, научных и учебных источников. Обращает на себя внимание развернутая классификация органов местного самоуправления: по способу формирования; по способу принятия решения; по характеру решаемый вопросов; по выполняемым функциям и характеру деятельности. В этой главе также описывается структура органов местного самоуправления и возможные модели их взаимоотношений в муниципальном образовании, раскрываются проблемы формирования и деятельности контрольных органов и избирательных комиссий муниципальных образований. Автор анализирует судебную практику, согласно которой не любые структурные единицы или должностные лица, участвующие в решении вопросов местного значения, признаются органами местного самоуправления. Особое место отводится вопросу правоспособности органов местного самоуправления как юридических лиц, поскольку наличие или отсутствие статуса юридического лица может иметь принципиальное значение при привлечении к некоторым видам юридической ответственности.
В целом в первой главе автору удалось показать, что преимущественно теоретический вопрос о понятии и признаках органа местного самоуправления имеет важное практическое значение, в том числе в юрисдикционной сфере.
Во второй главе рассматривается понятие должностного лица и виды должностных лиц органов местного самоуправления. Автор обращается к трактовке понятия должностного лица в различные отраслях российской системы права, обоснованно обращая внимание на дифференцированное толкование данного термина. Серьезное внимание уделено анализу и сопоставлению понятия должностного лица по Уголовного Кодексу РФ и Кодексу РФ об административных правонарушениях и понятия должностного лица местного самоуправления по Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. 1995 и 2003 гг.).
Е.С. Шугрина обращает внимание на недостаточную проработанность термина «должностное лицо местного самоуправления», так как если рассматривать этот термин буквально во взаимосвязи с законодательной дефиницией термина «местное самоуправление», то он означает «должностное лицо деятельности населения». В этой связи автор полагает возможным использовать термин «муниципальные должностные лица», распространив его и на должностных лиц муниципальных предприятий и учреждений .
Третья глава посвящена контролю и надзору за деятельностью органов местного самоуправления. Прежде всего в ней раскрытается содержательное наполнение контроля и надзора. Автор в целом придерживается традиционной точки зрения на соотношение этих понятий. Предлагаются классификации контроля по различным основаниям: по форме государственного устройства и территориальным пределам действия; исходя из характера взаимоотношений контролирующего субъекта и подконтрольного субъекта; по времени проведения; по объему исследуемой деятельности; по способу проведения; по степени императивности проведения контроля; по объему контроля; по используемым методам воздействия на подконтрольный субъект; в зависимости от органов, наделенныгх правом производить государственный контроль. Обстоятельное внимание уделяется вопросам прокурорского надзора; финансового контроля; государственной регистрации уставов муниципальных образований и контроля за законностью муниципальных правовых актов; общественного контроля; оспаривания муниципальных норма- тивно-правовыгх актов; обжалования действий и решений, нарушающих права и свободы граждан; муниципального контроля. Примечательно то, что автор не ограничивается рассмотрением теоретических вопросов и анализом действующего законодательства, а обращается к правоприменительной практике, приводит различные статистические данные о состоянии законности на муниципальном уровне.
Четвертая глава в большей степени имеет теоретический характер. В ней раскрытаются общее понятие и виды юридической ответственности органов муниципального образования и их должностных лиц. Автор в сжатой форме обобщает основные высказанные в юридической литературе взгляды на природу и виды юридической ответственности, соглашаясь с необходимостью выделения не только негативной (ретроспективной), но и позитивной ответственности органов местного самоуправления. Наряду с традиционными отраслевыми видами юридической ответственности обосновывается автономный статус конституционно-правовой и муници- пально-правовой ответственности.
В пятой главе раскрытаются особенности уголовной ответственности депутатов, членов выборного органа, должностных лиц местного самоуправления. Трудно не согласиться с тем, что, к сожалению, примеров привлечения к уголовной ответственности должностных лиц местного самоуправления в последнее время становится все больше и больше, в связи с чем вопросы уголовной ответственности должно — стных лиц местного самоуправления приобретают особую актуальность. И хотя детального анализа составов преступлений, совершаемый должностными лицами местного самоуправления, в работе Е.С. Шугриной не содержится, следует отметить, что в ней раскрывается общая характеристика оснований уголовной ответственности должностных лиц местного самоуправления, особенностей производства по уголовным делам, подробно рассматривается такое уголовное наказание, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Существенный интерес представляет шестая глава монографии, посвященная вопросам административной ответственности. Во-пер- выгх, административная ответственность — это самый распространенный на практике вид юридической ответственности, к которой привлекаются должностные лица органов местного самоуправления. Во-вторыгх, практически отсутствуют работы, в которых анализировалась бы проблема административной деликтоспо- собности органов местного самоуправления.
В административно-правовой доктрине сложилось мнение о том, что государственные органы, несмотря на то, что они могут быть наделены соответствующим статусом, юридическими лицами в интерпретации Гражданского кодекса РФ не являются и к административной ответственности привлечены быть не могут. Они не могут выступать субъектами административной ответственности еще и потому, что административная ответственность — это и есть ответственность перед государством. Исходя из этого административную ответственность должны нести только должностные лица соответствующих государственных органов.
Согласно статье 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти и в соответствии со статьей 70 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» они могут нести ответственность перед государством. Важно также учитывать, что российское законодательство о местном самоуправлении содержит общее для всех органов муниципальной власти положение, являющееся правовым основанием для их признания, при определенных условиях, юридическими лицами. В соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. В связи с изложенным хотя бы формально нельзя не признать, что органы местного самоуправления могут быть привлечены к административной ответственности. При этом, как справедливо отмечает автор, определяющим будет наличие статуса юридического лица, а не статуса органа, обладающего властными полномочиями.
Вместе с тем, следует помнить о том, что административная ответственность органов местного самоуправления, как и иныгх бюджетных учреждений, имеет ограниченный характер. В этой связи необходимо подчеркнуть, что институт административной ответственности юридических лиц возник в период начала бурного развития предпринимательской деятельности, появления существенного числа нарушающих законодательство юридических лиц, которые не были получателями бюджетных средств. В свою очередь, суммы взыскан- ныгх административных штрафов являются источником доходов бюджетов. Именно это послужило причиной принятия ряда норматив- но-правовыгх актов, устанавливающих административную ответственность юридических лиц.
Согласно статье 70 Бюджетного кодекса РФ расходование бюджетными учреждениями бюджетных средств на уплату штрафов и иных аналогичные платежей не допускается. Расходы по оплате бюджетными учреждениями административных штрафов следует производить за счет внебюджетных источников финансирования. В случаях, когда у бюджетного учреждения отсутствуют внебюджетные источники финансирования, а такого наказания, как предупреждение или приостановление деятельности, административная санкция не содержит, необходимо привлекать к административной ответственности должностных лиц указанных бюджетных учреждений. Исходя из этого бюджетное учреждение, несмотря на признание за ним административной деликто- способности, не всегда реально может быть подвергнуто административной ответственно — сти. Это в равной мере распространяется и на органы местного самоуправления. Возможно поэтому все попытки, о которых упоминает в своей монографии Е.С. Шугрина, найти примеры правоприменительной практики, когда к административной ответственности был реально привлечен именно орган местного самоуправления, не увенчались успехом.
В седьмой главе раскрываются меры конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, к которыш автор относит: отрешение от должности органом государственной власти главы муниципального образования, главы местной администрации; роспуск представительного органа местного самоуправления органом государственной власти; расформирование муниципальной избирательной комиссии; переход полномочий органов местного самоуправления органам государственной власти (введение временного государственного управления); досрочное прекращение осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (отзыв государственно-властныгх полномочий); отмена (признание недействительным) юридически значимого результата (признание выборов недействительныши, отмена результатов выборов, итогов голосования на референдуме); отмена (приостановление) правовых актов; прекращение полномочий депутата, выборного и иного должностного лица на основе вступившего в законную силу обвинительного судебного приговора по решению соответствующего органа; отказ (в признании действительными подписей, в регистрации кандидата, списка кандидатов, в проведении референдума, в регистрации доверенным лицом). Как и в предыдущих главах, изложение материала не ограничивается анализом теоретических и нормативных источников, обращением к правовым позициям Конституционного Суда РФ, а сопровождается значительным количеством примеров из практики реализации различных мер конституционно-правовой ответственности.
Восьмая глава посвящена особенностям муниципально-правовой ответственности. Е.С. Шугрина придерживается точки зрения о том, что конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления и муниципально-правовая ответственность — это самостоятельные виды юридической ответственности. Основанием муни- ципально-правовой ответственности является муниципальный деликт, представляющий собой деяние (действие или бездействие) субъекта муниципально-правовыгх отношений, не соответствующее должному поведению, предусмотренному нормами муниципального права, и влекущее за собой применение установленных мер муниципально-правовой ответственности.
Мерами муниципально-правовой ответственности являются: отзыв выборных должностных лиц; выражение недоверия (исполнительному органу местного самоуправления, должностным лицам администрации и пр.); отставка главы муниципального образования, главы администрации, иных должностных лиц администрации или председателя представительного органа; роспуск представительного органа; досрочное прекращение полномочий указанных органов и лиц; временное приостановление полномочий указанных органов и лиц; предупреждение, выносимое избирательной комиссией; ответственность одних органов местного самоуправления перед другими органами местного самоуправления иных муниципальных образований. Наиболее подробно в работе рас- крытается процедура отзыта. Что касается такой меры, как временное приостановление полномочий, то автор обращает внимание, во- первыгх, на ее в большей степени теоретический характер, во-вторых, обоснованно полагает, что эта мера не является мерой ответственности, а имеет пресекательный характер.
В девятой главе речь идет о дисциплинарной ответственности, обстоятельно анализируется понятие дисциплинарной ответственности в муниципальном праве, исследуются особенности дисциплинарной ответственности муниципальные служащих, выгборныгх должностных лиц органов местного самоуправления. Е.С. Шугрина отмечает, что дисциплинарная ответственность муниципальных служащих и выборных должностных лиц органов местного самоуправления имеет существенные отличия. В обоих случаях основанием является дисцип- линарныш проступок — виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Но характер должного поведения выборных и невыборных должностных лиц органов местного самоуправления, безусловно, отличается. Поэтому понятие должностного проступка муниципальных служащих и выборных должностных лиц органов местного самоуправления необходимо трактовать по-разному. Как следствие, под должностным проступком выборных должностных лиц органов местного самоуправления понимается виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на выборное должностное лицо обязанностей, правил этики, несоблюдение действующего законодательства, а также ограничений, несовместимых со статусом выборного должностного лица органа местного самоуправления.
Анализируя основания и меры дисциплинарной ответственности выборных должностных лиц органа местного самоуправления, Е.С. Шугрина обращается к законам субъектов Российской Федерации и уставам муниципальных образований. В то же время она обоснованно отмечает, что согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в настоящее время субъекты Российской Федерации лишены права принимать соответствующие законы о статусе выгборных должностных лиц. Это обусловливает практическую необходимость отмены упомянутых законов субъектов Российской Федерации о статусе выгборных лиц, в связи с чем появляется потребность законодательного разрешения соответствующих вопросов исключительно средствами федерального законодательного регулирования.
В заключительной — десятой — главе книги рассматриваются особенности гражданско- правовой ответственности, характеризуя которую Е.С. Шугрина различает ответственность органов местного самоуправления, предусмотренную договорами, и ответственность, вытекающую из внедоговорных обязательств. При этом особо значимым, по ее мнению, является то, что публичный статус органов местного самоуправления влияет на их привлечение к гражданско- правовой ответственности.
При всех отмеченных достоинствах рецензируемой работы, содержащей системное изложение вопросов контроля и ответственности в сфере местного самоуправления и не лишенной оригинальных авторских выводов, она, тем не менее, не лишена отдельных спорных, а порой и взаимоисключающих положений. Иногда не вполне понятна логика построения материала, а некоторые суждения имеют постановочный, незавершенный характер. Например, название первой главы книги «Органы местного самоуправления и их должностные лица» не вполне согласуется с наименованием второй главы «Понятие и виды должностных лиц органов местного самоуправления». Соответственно возникает вопрос: идет ли речь об одних и тех же либо разных должностных лицах? При этом заметим, что во второй главе подчеркивается, что «при характеристике особенностей привлечения к юридической ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц следует учитывать, что не всегда бывает просто провести грань между органами местного самоуправления и их должностными лицами… Должностное лицо местного самоуправления в зависимости от круга полномочий может выступать и в качестве органа местного самоуправления» . Однако на этом мысль обрывается и можно только предположить, что упомянутое высказывание относится к главе муниципального образования.
Не всегда корректна Е.С. Шугрина по отношению и к другим используемыгм категориям. В одних случаях она, в частности, оперирует понятием «должностное лицо местного самоуправления», в других — говорит о должностных лицах органов местного самоуправления (название главы 2, параграфа 3 главы 9), однако четкого соотношения между этими понятиями не проводит. Из содержания работы также не вполне ясно, считает ли автор депутатов, работающих на постоянной основе, в том числе председателя представительного органа, выборными должностными лицами местного самоуправления.
Невыясненными остаются вопросы о том, являются ли должностными лицами местного самоуправления главы муниципальных образований, осуществляющие свои полномочия не на постоянной (профессиональной) основе, занимают ли указанные лица и депутаты, осуществляющие свои полномочия не на постоянной основе, выборные муниципальные должности, несут ли они те же обязанности и ответственность, что и лица, замещающие должности на постоянной основе. Из глав второй и девятой следует, что автор положительно отвечает на эти вопросы. Вместе с тем, из примера судебной практики, который приводится в книге, следует противоположный вывод, так как, по мнению суда, депутат, работающий не на постоянной основе, не несет ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, поскольку не является соответствующим должностным лицом. Своей же оценки упомянутой судебной интерпретации Е.С. Шугрина прямо не выгсказыта- ет, ограничиваясь пространным замечанием о том, что «такие решения лишний раз подчеркивают, что контроль за деятельностью просто необходим. И если не работает муниципальный, государственный контроль, то на первое место выходит контроль со стороны общества, населения, избирателей» .
Больше внимания следовало бы уделить вопросам разграничения различных видов юридической ответственности, а также возможности их совместного применения. Так, с одной стороны, Е.С. Шугрина справедливо обращает внимание на то, что в современной научной литературе отсутствует единство мнений о соотношении дисциплинарной и конституционной ответственности депутатов. Одни исследователи считают возможным рассматривать их дисциплинарную ответственность как разновидность специальной дисциплинарной ответственности, другие — в качестве парламентской или конституционной ответственности. С другой стороны, авторская позиция по этому вопросу четко не обозначена.
Открыпым остается и вопрос о соотношении отдельных оснований и мер муниципально-правовой, конституционно-правовой и дисциплинарной ответственности депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления. В частности, речь идет о такой мере, как прекращение полномочий органов и должностные лиц местного самоуправления. Из содержания книги следует, что прекращение полномочий депутата в связи со вступившим в законную силу обвинительным судебным приговором Е.С. Шугрина полагает мерой конституционно-правовой ответственности; прекращение полномочий депутата за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и нарушение норм депутатской этики, несоблюдение ограничений — мерой дисциплинарной ответственности; прекращение полномочий депутата в случае выражения недоверия или отзыта — мерой муниципально-правовой ответственности. Однако никаких критериев их разграничения не предлагает.
Особо хотелось бы обратить внимание на то, что чрезмерная увлеченность автора ответственностью и обусловливаемыми ей юридическими санкциями приводит к игнорированию роли и значения иных мер правового принуждения, которые могут применяться к органам и должностным лицам местного самоуправления. Представляется, что не стоит все возможные меры принуждения сводить исключительно к мерам юридической ответственности. Наряду с ними необходимо различать средства принуждения предупредительного, пресекательного и восстановительного характера. Так, вряд ли следует относить к конституционно — правовым санкциям признание незаконными действий и решений органов и должностных лиц местного самоуправления, отмену (приостановление, признание недействующими) муниципальных правовых актов. Указанные меры, по нашему мнению, являются мерами конституционно-правового пресечения и одновременно восстановления (защиты).
Необходимо отметить и то обстоятельство, что иногда поднимаемые автором вопросы полностью лишены какой-либо муниципальной специфики. Так, вряд ли стоило, пусть даже и весьма поверхностно, раскрывать отдельные меры принуждения по избирательному праву (отмена результатов выборов, признание их недействительными, отмена регистрации кандидата, отказ в регистрации, расформирование избирательных комиссий, предупреждение, выносимое избирательными комиссиями, и пр.). Это тем более лишено смысла, что без специального внимания остались проблемы правового регулирования конституционного принуждения в процессе голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
Нельзя умолчать и о том, что в работе содержатся некоторые неточности фактического порядка. Так, на с. 57 указывается, что «если речь не идет о преступлениях, прокуратура, призванная осуществлять надзор за исполнением законов, не наделена полномочиями возбуждения процесса по привлечению субъектов правонарушений к юридической ответственности». Между тем в соответствии со статьей 28.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении.
Высказанные замечания не влияют на общую высокую оценку монографии, которая, несомненно, вызовет интерес у юридического сообщества, будет полезной как научным работникам, студентам, аспирантам и преподавателям, так и представителям публичной власти. Все они смогут найти в книге Е.С. Шугриной не только интересные теоретические положения, но и имеющие несомненное прикладное значение обобщения правоприменительной, в особенности судебной, практики.