В научной литературе под педагогическими условиями понимают существенный компонент педагогического процесса, интегрирующий в себе определенную совокупность мер педагогического процесса, направленных на достижение поставленной цели. Под «совокупностью мер» ученые понимают внешние характеристики педагогического процесса — содержание, формы, методы, педагогические приемы и средства материально-пространственной среды, ориентированные на определенные взаимоотношения с внутренним миром студента — потребностями, интересами, ценностными ориентациями и т.д.
Мы придерживаемся, определения В.И. Андреева, который считает, что педагогические условия – это обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей.
В нашем исследовании под педагогическими условиями мы понимаем необходимую и достаточную совокупность взаимосвязанных мер педагогического процесса, соблюдение которых обеспечивает достижение студентами более высокого уровня готовности к работе.
Нами были выделены следующие педагогические условия реализации процесса профессиональной подготовки:
— создание практико-ориентированной среды обучения на основе учебной профессионально-творческой деятельности, реализующей основную цель обучения – формирование готовности к профессиональной деятельности, повышающей познавательную мотивацию студентов и формирующей у них психологическую установку на будущую профессию;
— проектирование содержания учебной информации, выбор форм, методов, средств обучения, направленных на формирование готовности к профессиональной деятельности;
— совершенствование методов диагностики, контроля и коррекции учебной профессионально-творческой деятельности;
— ориентирование студентов на самостоятельную систематическую работу, организация самостоятельной творческой и исследовательской деятельности;
— вовлечение студентов в социально-значимую деятельность;
— формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Наши исследования показали, что основным педагогическим условием профессиональной подготовки является создание профессионально-ориентированной среды обучения, позволяющей удовлетворить профессионально-творческие и познавательные устремления личности обучающихся, стимулирующая мотивацию и творческую активность студентов.
Среди педагогических условий эффективного формирования и развития готовности к профессиональной деятельности мы выделяем также следующие: погружение студентов в социально-значимую деятельность и формирование устойчивой мотивации к изучению учебных дисциплин; обеспечение междисциплинарных связей и преемственности на всех этапах обучения студентов; интенсификация обучения за счет использования инновационных педагогических технологий в образовательном процессе в вузе.
Погружение студентов в практико-ориентированную деятельность и формирование устойчивой мотивации к изучению учебных дисциплин осуществляется через связь всего процесса обучения с условиями и содержанием будущей профессиональной деятельности специалиста. Весь процесс обучения максимально приближается к реальной профессиональной деятельности специалиста.
Таким образом, при работе с будущими социальными работниками, мы опираемся на содержание тех специальных дисциплин, которые заложены в основе их профессиональной подготовки. В процессе обучения преподаватели подбирают специальный материал, составляют задания, выполнение которых позволяет студентам приобрести профессиональные навыки и умения. Мы разработали комплекс учебных заданий по предметам «Введение в профессию», «Общая психология», «Теория социальной работы», «Психологические основы социальной работы» и другие.
Обеспечение междисциплинарных связей и преемственности на всех этапах обучения студентов реализуется через направленность процесса обучения на сферу будущих профессиональных интересов студентов. При этом не предполагалось расширение учебного материала, а осуществлялась минимизация информации за счёт актуализации уже имеющихся у студентов знаний, умений и навыков в области специальных предметов. Обучение строилось по определенной схеме, обеспечивая последовательное накопление знаний, умений и навыков. Содержание каждого последующего этапа соотносилось с предыдущим, дополняя и углубляя его.
Педагогические условия профессиональной подготовки были тесно связаны с психологическими аспектами подготовки специалиста.
Психологическими условиями профессиональной подготовки выступали:
— создание внутренней социально-психологической атмосферы в студенческом и научно-педагогическом коллективе, отвечающей социальным, гуманным и профессиональным целям подготовки в нем созданном на мировом уровне профессиональном коллективе;
— обеспечение целенаправленности и целеустремленности в формировании социально-психологической атмосферы;
— внедрение в учебный процесс социально-психологических технологий, направленных на формирование личности будущего специалиста.
Опираясь на опыт моделирования и проектирования образовательного процесса, разработана методическая система подготовки к рассматриваемому виду профессиональной деятельности, включающая совокупность и целостность всех элементов этого процесса, показывающая способ их функционирования и взаимодействия.
Системный подход в педагогике является одним из способов построения педагогической деятельности как целостного процесса, обеспечивающего эффективное взаимодействие всех его составляющих. Профессиональная подготовка студентов, направленная на развитие готовности к профессиональной деятельности, состоит в применении адекватной педагогической системы, в определении целей, содержания и форм и методов обучения социальных работников, а также в оценивании результатов данной профессиональной подготовки.
Содержание профессиональной подготовки социальных работников тесно связано с педагогической интерпретацией социального заказа общества к образованности, воспитанности и развитости личности студентов данной специальности и представляет собой педагогически адаптированный социальный опыт (знания о природе, обществе, личности; система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, способов поисковой и профессиональной деятельности; эмоционально-ценностного отношения к действительности), которым должен овладеть будущий специалист в процессе обучения в вузе.
Структуру содержания профессиональной подготовки, направленной на развитие готовности к профессиональной деятельности обучаемых, составляют четыре основных компонента:
— теоретико-технологический, отражающий систему психолого-педагогических научных знаний о развитии личности, которые обеспечивают формирование высокого уровня компетентности в профессиональной деятельности социальных работников;
— практико-развивающий, формирующий аналитические, проектировочные, стратегические, конструктивные, комбинаторные умения и навыки у будущих социальных работников для решения тривиальных практических задач;
— личностно-креативный, характеризующий овладение креативными способами деятельности, перенос полученных знаний в нетипичные (внеаудиторные, профессиональные) ситуации для решения новых задач;
— эмоционально-рефлексивный, позволяющий сформировать у студентов эмпатическое отношение к клиентам, ориентировать обучаемых на самопознание, осмысление своих действий и состояний, развить стремление к самосовершенствованию в профессиональной деятельности.
Реализация данных компонентов содержания профессиональной подготовки социальных работников наиболее эффективна во внеаудиторной практической деятельности студентов. Включение студентов в практико-ориентированную среду дает им возможность непосредственно участвовать в производственно-технологических процессах социальной работы в период обучения, обеспечивает перевод теоретико-методологической профессиональной основы, знаний в практическую плоскость.
Основным критерием отбора форм обучения студентов являлось их соответствие цели профессиональной подготовки. Таким образом, нами были определены следующие педагогические формы, условно разделенные на три группы: лекционные, практические и самостоятельная работа студентов.
Практические формы обучения играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Разнообразие практических занятий вытекает из цели их проведения. При профессиональной подготовке социальных работников, направленной на развитие готовности к профессиональной деятельности, мы используем следующие практические формы обучения: семинарские занятия, деловые игры, тренинговые занятия.
Самостоятельная работа студентов, наряду с аудиторной, представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Отбор форм самостоятельной работы обучаемых производился нами с учетом включения в нее воспроизводящих и креативных процессов в деятельности студента. Таким образом, формами самостоятельной работы студентов являлись различные типы домашних заданий: подготовка к семинарским занятиям, выполнение рефератов и разработка креативных проектов, участие в деятельности волонтерского движения.
Результативный компонент профессиональной подготовки социальных работников отражает наличие у обучаемых умений анализировать собственные действия и состояния, оценивать эффективность деятельности, причины успехов и неудач, ошибок и затруднений, возникающих в учебной деятельности. Основным критерием эффективности процесса развития студентов вуза является их готовность к профессиональной деятельности.
Таким образом, реализуемые педагогические условия позволяют подойти к профессиональной подготовке как к целостному процессу, в ходе которого осуществляется целенаправленное взаимодействие педагогического коллектива вуза со студентами в целях совершенствования знаний, умений и навыков, развития профессиональных качеств, необходимых для эффективного выполнения должностных обязанностей.