07.10.2014
При рассмотрении качества образования как образовательной услуги необходимо выделять и учитывать такие взаимосвязные элементы качества, как качество содержания, качество преподавателя, качество технологии обучения (методов, средств, форм). Выделяют несколько факторов, влияющих на эффективность труда преподавателей и студентов, непосредственно и опосредованно связанных с качеством обучения с применением средств ИКТ. Эти факторы в значительной мере совпадают с факторами, определяющими влияние технических средств обучения при традиционном обучении:
- факторы трудового процесса: цели, задачи, сложность содержания обучения, подлежащего усвоению. Чем они сложнее, тем больше требований предъявляется к возможностям исполнителей (физическим, умственным), технической оснащенности процесса обучения и его внешним условиям. Этими факторами определяются нагрузка (вид, интенсивность распределения времени) и этапы работы;
- организационно-управленческие факторы или факторы материально-технической оснащенности деятельности преподавателя и ученика: наличие необходимого оборудования, средств ИКТ, организация рабочего места, использование прогрессивных методов и организационных форм работы. Рациональность средств ИКТ характеризуется адекватностью комплекса материальных средств целям и задачам обучения, содержанию программы, особенностям трудовой деятельности преподавателя и познавательным способностям учащихся, приспособленности средства ИКТ к организационным формам, методам и приемам обучения;
- факторы внешней среды: нормативно-правовые, санитарно-гигиенические, эстетические, технические;
- человеческие факторы – факторы социальной среды: мировоззрение, отношение к своей профессии, степень ответственности, уровень профессионализма, мотивационные установки, контактность и др. Мотивационная устойчивость трудовой деятельности участников образовательного процесса определяется удовлетворенностью процессом и результатом труда, мотивацией на выполнение поставленной задачи и интересом к результатам работы;
- факторы, обусловленные индивидуальными особенностями человека: психофизиологические, антропометрические, поведенческие особенности; природные качества — способность к обучению, состояние здоровья, возраст и др. Они влияют на время, затраченное преподавателем (на передачу учебной информации) и студентом (на ее восприятие), а также на подготовку средств ИКТ.
Таким образом, результативность применения информационных и коммуникационных технологий может быть оценена посредством многоуровневой схемы показателей качества образованности личности, а также ряда факторов, учитывающих влияние современных образовательных технологий на качество подготовки специалистов.
При рассмотрении качества образования как образовательной услуги необходимо выделять и учитывать такие взаимосвязные элементы качества, как качество содержания, качество преподавателя, качество технологии обучения (методов, средств, форм) Ссылка на основную публикацию