Программа «Азбука вежливости» рассчитана на 4 года обучения, общий объём программы 135 часов. Режим работы -1 час в неделю.
Программа актуальна для учащихся начальной школы, так как направлена на закрепление навыков культурного общения, полученных детьми в учреждениях дошкольного образования, закладывает основы нравственной и гражданской культуры.
Программа включает в себя пояснительную записку, учебно – тематический план и примерное содержание занятий, планируемые результаты реализации программы, описание методического обеспечения и список используемой литературы.
В пояснительной записке обоснованы причины введения во внеурочную деятельность данного курса, перечислены задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, на решение которых направлена программа.
Занятия по программе строятся в форме кружковой работы и включают в себя следующие виды деятельности: беседа, ролевая игра, экскурсия, тренинг, праздник, инсценирование, конкурс, викторина, подвижная игра, просмотр мультфильмов, выразительное чтение стихотворений.
Местом проведения занятий являются школьный и городской краеведческий музей, исторические и памятные места города, театр, библиотеки, актовый зал, спортивный зал, гардероб, школьная столовая, кабинет начальных классов и компьютерный кабинет.
Тематический план программы представлен в виде таблицы, которая содержит перечень разделов, тем программы, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические часы.
Содержание курса раскрывается через краткое описание тем программы, из которого видна практическая направленность занятий.
В содержании занятий чётко просматривается направленность на осознание обучающимися гражданской идентичности: знакомство с русскими пословицами, поговорками, традициями.
В части пояснительной записки «Планируемые результаты» перечислены познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия, которыми овладеет обучающийся в ходе занятий и те дополнительные знания и умения, которые он будет иметь возможность получить. Определены основные способы оценивания знаний и умений обучающегося: самооценивание, саморефлексия.
Перечень литературы, используемой педагогом и детьми, составлен грамотно.
Программу в целом можно оценить положительно и принять к использованию в работе по проведению занятий внеурочной деятельности в образовательном учреждении.