04.12.2016
Цели и задачи учебной дисциплины. Риторика, несмотря на свое 25-вековое существование, стала преподаваться в современном российском вузе совсем недавно. Ее реабилитация не случайна и обусловлена необходимостью совершенствовать коммуникативные способности, связанные с эффективным (воздействующим) общением. Тот факт, что указанные навыки составляют основу профессиональной компетенции любого человека, посвятившего себя работе в социальной сфере, в полной мере объясняет актуальность учения о конативной коммуникации. Однако успешное изучение основ результативной речи невозможно без серьезной теоретической подготовки, предполагающей знакомство с природой речевого воздействия, условиями его осуществления, механизмами его реализации. Все вышеизложенное позволяет сформулировать цель курса, которая состоит в том, чтобы содействовать формированию риторической компетенции студента-гуманитария. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать системные знания в области теории речевого воздействия;
- сформировать представление о прикладной составляющей риторики;
- выработать определенный минимум умений, которые позволят воспользоваться речемыслительными стандартами, улучшающими эффективность коммуникации (к «оптимизирующему минимуму» отнесены типы импровизации, способы результативного запоминания текста, а также коммуникативные нормы речи, произносимой в ситуации судебных прений).
Структура программы. Программа состоит из четырех разделов, предполагающих знакомство с основными направлениями современной риторики.
Первый раздел «Риторика как дисциплина» носит пропедевтический характер и формирует общее представление о специфике риторического знания, в связи с чем значимыми становятся такие методологические категории, как предмет, объект современной риторики, методы и процедуры риторической критики, содержательный состав дисциплины и ее место в системе гуманитарного знания.
Второй раздел «Базовые категории современной риторики» нацелен на рассмотрение тех коммуникативных категорий, которые предопределяют феномен речевого воздействия. Акцент здесь поставлен на таких способностях языковой личности, как речепорождение, речевосприятие и взаимодействие. Все они, осуществляясь с установкой коммуникантов друг на друга, создают «позитивную среду» для эффективного общения.
Третий раздел «Аспекты риторизованной коммуникации (на материале этнориторики)» направлен на то, чтобы связать эффективность общения с категорией этоса (уместности), и раскрывает образ ритора как носителя определенного национально-культурного самосознания, как личность, способную познать и выразить свою этническую (социальную) идентичность и готовую проявить этническую (социальную) толерантность и компетентность в условиях межкультурного взаимодействия.
Четвертый раздел «Образцы риторической оптимизации» знакомит с основными принципами оптимизирующего моделирования на материале отдельных речемыслительной стандартов (риторика импровизации, риторическая мнемоника) и такого социально значимого жанра профессионального общения, как судебная речь (речь, произносимая в ситуации судебных прений).
Примечание. Предполагается, что углубленное изучение «описательного» аспекта риторики может быть осуществлено при работе над рефератами. Практический компонент программы тесно связан с прикладным направлением риторики и в нашем случае представлен в виде комплекса обучающих приемов (см. риторический тренинг по искусству импровизации и произвольному запоминанию текста) и методических алгоритмов, создающих предпосылки для овладения коммуникативными нормами (см. систему практических занятий по ортологии судебной речи).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «РИТОРИКА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ Ссылка на основную публикацию