Выделяют три аспекта рассмотрения самостоятельной работы студентов (CHC) в зарубежной дидактике: 1. Самостоятельная работа как путь к самореализации в мышлении, развитию творческого потенциала. 2. СР связывается с активной ролью студента в индивидуальном образовании, увеличением времени на самоподготовку, расширением тематики выбираемых курсов. Самообразование не включается в понятие «самостоятельная работа», т.к. оно не является непосредственно объектом воздействия со стороны преподавателя. Цели, задачи и формы определяются самим студентом. 3. Организационные формы и методы СРС при построении учебных курсов, при составлении индивидуальных планов.
В реальной педагогической деятельности эти три аспекта тесно взаимо связаны, и основные усилия дидактов направлены на разработку путей активизации и методов стимулирования СРС. Условно их можно объединить в три группы:
1) психологические факторы, создание мотивационной установки на СР;
2) формирование определенного содержания обучения;
3) организация индивидуальной работы студентов.
Рассмотрим их более подробно.
- В западной дидактике основная мотивация обучения связана с достижением индивидуального успеха в жизни и удовлетворением личных потребностей ( получение знаний, престижной профессии, респектабельной работы, влиятельность, доступ к материальным благам и др.) Овладение определенными умениями и навыками СР, интеллектуального труда рассматриваются как средство достижения успеха, развития определенных качеств личности. Современная западная школа серьёзно занимается ценностными ориентирами школьников и студентов. Так, стратегические направления школьного образования США (до 2000г) такие: развитие коммуникативных навыков, приобретение вычислительных навыков, выработка умений критически и объективно мыслить, развитие профессиональной компетентности, осознание гражданской ответственности, умение рефлексировать, умение оценивать других, знание о себе, уважение закона и власти, усвоение социальных и моральных ценностей, оценка достижений человечества и др. (Дмитриев Г. Д. Критический анализ дидактической мысли в США. М. Педагогика, 1988). В ролевых играх, проводимых в школе, детей приучают анализировать свои действия и соотносить их с ценностями общества, составлять план действия по достижению перспективных целей.
2.Фрмирование базового содержания образования оказывает существенное влияние на организацию СРС. Преобразование в содержании обучения проводились на основе определенных положений: наука представляет собой основополагающие теории , принципы и связи, которые постоянно меняются, развиваются, дополняются, поэтому она должна быть представлена не как некий установленный объем знаний, а как система открытий, поиска. Главная цель учебных предметов – сформировать у учащихся методы научных исследований, выведения закономерностей. В области форм и методов основное внимание стало уделяться приобщению студентов к выполнению научно-исследовательской работы, организации самостоятельной деятельности.
Одна из наиболее характерных особенностей высшего образования — отказ от узкой специализации и подготовка специалистов широкого профиля. В технических вузах усиливается гуманитарная подготовка, в гуманитарных вузах наблюдается процесс технизации содержания образования.
Недельная нагрузка студентов 16-24 часа на младших курсах, 14-16 часов на старших курсах. При этом действует правило: каждый час аудиторной работы должен дополняться двумя часами самостоятельной работы.Т.О., недельная нагрузка студента – 48-54 часа.
Отличительная черта высшей школы США и других западных стран является свобода выбора учебных предметов. Все курсы делятся на три типа: 1) обязательные для любого студента;
2) частично элективные (выборочные);
3) полностью элективные;
Отличие элективных курсов от наших факультативов состоит в том, что после того, как тот ли иной курс выбран студентом и внесен в его учебную карточку (индивидуальный план подготовки), он становится обязательным, так же как и сдача экзаменов по нему. Студенту, как правило, предлагается большое количество элективных курсов, из которых он выбирает нужные ему для подготовки по избранной специальности и соответствующие его личным интересам.
Эффективны адаптивные учебные планы, быстро приспосабливающиеся к социальным требованиям. В вузах используется гибкий учебный план за счет большого числа дисциплин по выбору. Каждый студент в соответствии с установленной в учебном заведении схемой подготовки и, используя каталог вуза с перечислением изучаемых в нем учебных курсов, под руководством преподавателя конструирует учебный план, который утверждается советом отделения ( примерное соотношение: общеобразовательные курсы – 40% и более, специальные – около 30%, по выбору (и общеобразовательные и специальные, больше на старших курсах) – около 30%. Студенты также имеют возможность самостоятельно выбирать режим работы и продвигаться по учебной программе в собственном темпе.
- Особый интерес представляют формы и методы организации самостоятельной работы студентов, направленные на индивидуализацию обучения.
Непосредственное руководство СРС осуществляется с помощью консультаций, советов, указаний, касающихся выполнения конкретных заданий. Опосредованное руководство включает специально организуемый преподавателем учебный процесс студентов вне прямого контакта с ними – это издание методических указаний, пособий, печатных материалов, вузовских каталогов, видеозаписи др.Широко используется распространение перед лекцией печатных конспектов для их самостоятельной проработки студентами стем, чтобы на лекции студенты глубже усваивали материал.
На семинарских занятиях студентов обучают приемам учебной и научно-исследовательской деятельности, основам ораторского искусства. Большая роль отводится использованию практических занятий в малых группах. Их цель – закрепление и углубление информации, развитие критического мышления, самостоятельности. Изучение методов работы в малой группе получило широкое развитие с 70-х годов.
Наиболее распространены в западной вузовской практике семинары-дискуссии. Дискуссия помогает студентам лучше понять проблему, так как информация каждого участника дополняется в ней сообщениями других: высказываются новые, часто неожиданные, мнения; участники получают возможность высказываться критически, принимая или отвергая возникающие предположения, ведется общее корректирование поступающих предложений и вырабатывается групповое решение.
Необходимым условием активного участия студентов в обсуждении является правильная организация их взаимодействия. Так, сидящий в конце длинного стола как бы получает статус лидера, Студенты. Пользующиеся влиянием группы, имеют обыкновение выбирать центральное место. Сдержанные садятся сбоку. Место напортив преподавателя считается наименее предпочтительным для многих студентов, его, как правило, занимает тот член группы, который предпочитает обращаться непосредственно к преподавателю. Чем больше участники дискуссии удалены друг от друга, тем формальнее и сдержаннее происходит их общение. Оптимальным для проведения дискуссии зарубежные авторы считают расположение по кругу. Принцип «круглого стола» позволяет всем студентам видеть друг друга, создает между ними отношения равенства, а нахождение среди них преподавателя обуславливает менее формальную обстановку.
Изучение влияния размера группы на проведение дискуссии позволило исследователям утверждать, что в большой группе выше вероятность услышать большее число интересных мнений, но возможность высказаться бывает у немногих (как правило доминируют 1-2 студента); возрастает также вероятность перераспределения ролей и выдвижение в противовес преподавателю нового лидера (тенденция, которую преподаватель обязан контролировать и ей противостоять). Поэтому оптимальной считается группа в 5-7 человек.
Ряд авторов отмечает большое значение в организации дискуссии «моральных» факторов: терпимое отношение друг к другу, необходимость выслушать каждое мнение до конца, не перебивая; убежденность в собственном суждении; предоставление каждому возможности высказаться; равное уважительное отношение к позиции каждого (Bridges D.)
По мнению исследователей, на характер работы студента влияет «эффект окружения», одной из категорий которого является наличие или отсутствие взаимных симпатий между участниками дискуссии; при этом, как правило, группы из совместимых лиц более активны и демонстрируют лучшие результаты.
Дискуссии подразделяются на два типа: прогрессивные и свободные. В прогрессивной дискуссии имеется заранее определенная общая проблема, которую необходимо решить в ходе группового поиска. Эта общая проблема разбивается на ряд подпроблем:
— что мы ищем (уяснение проблемы);
— что мы имеем (выяснение имеющихся предпосылок приемлемого решения);
— какое решение нам нужно (выяснение признаков приемлемого решения);
оценка решения.
Вся группа в отведенный интервал времени решает одну подпроблему , достигая определенного прогресса в решении общей проблемы. Отсюда и название – прогрессивный семинар-дискуссия.
В свободной групповой дискуссии проблемы в явном виде может и не быть, имеется общая тема для обсуждения. Цель этой дискуссии – выработка умений формулировать мысль, искать нестандартные, оригинальные решения. Этот тип дискуссии близок к методу «мозгового штурма», предложенного в 1953 году А. Осборном.
По мнению исследователей, обсуждение, спонтанно возникающее между членами группы, является более предпочтительным, чем руководимое вопросами преподавателя. В целях продвижения группы к искомой цели преподаватель должен задавать активизирующие вопросы. оценивать ход дискуссии, требовать, чтобы каждый выступающий начинал собобщения мыслей предыдущего выступающего.
У. Маккичи выделяет следующие задачи, которые должен решать преподаватель в ходе дискуссии: 1) постановка проблемы на основе лекциоенного материала или материала, полученного в ходе самостоятельной работы студентов; 2)обеспечение значимой мотивации участия всех студентов в дискуссии;
3) направление обсуждения к искомой цели; 4) посредничество в разъяснении различных мнений; 5) обобщение и оценка высказываний; 6) уточнение даваемых студентами формулировок; 7) оценка общей работы групп.
Лидерство и выполнение своих функций частично или полностью в ходе работы преподаватель может перекладывать на студентов. Серьёзной помехой в проведении дискуссии может явиться недостаток у студентов информации. Лучший вариант – отослать их к самостоятельной доработке материала и затем продолжить обсуждение.