СОЗДАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Цели и задачи со­временного образования определяются требованиями общества к подготовке специалиста в условиях информатизации. Разработка и внедрение в педагоги­ческую практику современных информационно-компьютерных технологий и создание профессионально ориентированной информационной среды, является основой формирования новой парадигмы образования. Использование информационно-компьютерных технологий в воспита­тельно-образовательном процессе вызвало существенные изменения методов обучения, которые, в свою очередь, способствовали изменению форм, средств и содержание обучения.

Создание профессионально ориентированной информационной среды в вузе решает следующие задачи:

  1. Максимально использовать информационно-компьютерные технологии с целью повышения эффективности, доступности и качества воспитательно-образовательного процесса.
  2. Создать условия для приобретения студентами специальных знаний и навыков по использованию ин­формационно-компьютерных технологий в предметной области их будущей профессиональной деятельности.
  3. Углублять и расширять знания об основах жизни и деятельности в
    «информационном обществе» с учетом профессиональной ориентации студентов.

Как известно, решающее воздействие на развитие личности и на форми­рование готовности студентов к какой-либо профессиональной деятельности оказывает та среда, то есть те условия, в которых протекает воспитательно-образовательный процесс вуза. Среда обучения, в которой современные ин­формационно-компьютерные технологии являются необходимым и естественным средством познавательной деятельности студента, первым и надежным помощником в решении учебно-профессиональных задач, хранении, система­тизации информации, оформлении отчетной документации и т.п. является про­фессионально ориентированной информационной средой. На протяжении всех лет обучения в вузе студент как бы «живет» в единой информационно-образовательной среде. Эта среда интегрирует в себе как традиционные, так а информационно-компьютерные технологии, в том числе появляющиеся вновь в результате развития средств информатики.

Такая профессионально ориентированная информационная среда не толь­ко помогает студенту в более качественном освоении учебных дисциплин, но и дает возможность студенту реализовать себя в познании различных видов дея­тельности с учетом его склонностей, интересов и способностей. И, кроме того, способствует формированию профессиональной мобильности, то есть готовности к самообразованию в области информационно-компьютерных технологий, способности использовать аппарат информационно-компьютерных технологий как средство решения задач в познавательной и профессиональной деятельно­сти.

Организация воспитательно-образовательного процесса в вузе, при кото­ром студенты имеют дело не только с готовыми профессиональными знаниями, но и с информацией, предназначенной для извлечения знаний, способствует самоуправлению познавательным процессом профессиональной деятельности в информационной среде, то есть восприятие, мышление, применение знаний приводятся в упорядоченное состояние.

Сочетание работы по обучению студентов использова­нию информационно-компьютерных технологий, навыкам сбора, хранения, пе­реработки информации раз­вивает у них способность самостоятельно выстраивать и упорядочивать позна­вательный процесс, и тем самым, способствует формированию информацион­ной культуры студента, то есть потребности и способности использовать ин­формационно-компьютерные технологии для осознанного поиска нового зна­ния, его интерпретации и систематизации.

Организованный таким образом процесс обучения в вузе максимально способствовал «погружению» студентов в работу с информацией и переработ­кой ее на компьютере, побуждал их целенаправленно овладевать соответст­вующими умениями и навыками. Поскольку работа с информационно-компьютерными технологиями — непременная составляющая профессиональ­ной деятельности современного специалиста, то «погружение» студента в про­фессионально ориентированную информационную среду является наиболее ло­гичным способом взаимосвязи его профессиональной подготовки с развитием готовности к использованию информационно-компьютерных технологий.

На социально-психологическом факультете с появлением компьютерных классов, оборудо­ванных современной техникой с поддержкой Интернет-технологий, стало воз­можно формирование профессионально ориентированной информационной среды. Ее использование в образовательном процессе по схеме «преподаватель — компьютер — студент» способствует формированию системного мышления у студентов, то есть умению видеть и осознавать проблему в целом. Достоинством данной системы является то, что в ней информа­тика перестает быть подручным средством, с помощью которого к образова­тельному процессу обычно привлекаются информационно-компьютерные тех­нологии. Информатика становится системообразующим средством. Эффективное применение информационно — ком­пьютерных технологий возможно только в том случае, когда они обоснованно и гармонично интегрируются в об­разовательном процессе, а не являются некоторой надстройкой к существую­щей системе обучения.

Задача любой дисциплины — формировать у студентов потребность и умение использования научного содержания данной дисциплины для выработ­ки целостной картины процесса решения профессиональной задачи. Отсюда вытекали цели и задачи для разных групп учебных дисциплин. В частности, для информационных дисциплин — формировать у студентов компь­ютерную грамотность, знания, умения и навыки, необходимые для свободной ориентации в информационной среде и навыки самообразования в области компьютерной подготовки, формировать у студентов основы информационной культуры будущих специалистов, адекватные современному уровню развития информационных процессов. Для специальных дисциплин, предполагающих использование информационно-компьютерных технологий — обучать исследо­ванию средствами информационно-компьютерных технологии решения моде­лируемой профессиональной проблемы и обучать исследованию, направленно­му на интеграцию результатов специальных и информационных этапов реше­ния в целостную систему.

Интеграция специальных и информационных дисциплин имеет сквозной характер и реализуется всеми кафедрами на всех этапах подготовки специали­ста. Это проблема потребовала большой методической работы со стороны преподавателей по разработке новых программ, обеспече­нию воспитательно-образовательного процесса электронными методическими разработками, и способствовала повышению информационной культуры самих преподавателей.

Основным документом, определяющим организацию и содержание обу­чения студентов, является рабочая программа учебных дисциплин. При формировании учебных курсов на основе разделов информационно-компьютерной подготовки студен­тов, мы решаем следующие задачи:

  1. Способствовать формированию умений и навыков работы на компьютере на основе использования операционных систем, утилит, надстроек над операционной системой и собственно операционных оболочек;
  2. 2.                  Способствовать изучению и освоению основ и способов представления, хранения, обработки и передачи информации с применением компьютера;
  3. Способствовать выработке умений и навыков работы с системами обработки текстов, числовых таблиц, графиков, а также баз данных, интегрированных сред, сетевых технологии и сети Интернет.
Это интересно:  Приобретение практических навыков для выполнения технико-экономического анализа процесса изготовления сварных конструкций

В процессе работы, согласно требованиям Государст­венных образовательных стандартов, мы разработали рабочие программы по базовому курсу «Информатика» с учетом специфики факультета.

Рабочая программа по курсу «Информатика и вычислительная техника» для студентов специальности «Социальная работа» социально-психологического факультета своей целью ставит: способ­ствовать формированию у студентов представления о структуре и закономер­ностях информационных процессов и способах их технической реализации; способствовать формированию у студентов алгоритмического и системного мышления в рамках будущей профессиональной деятельности; способствовать развитию практических навыков использования информационно-компьютерных технологий, направленных на будущую профессиональную дея­тельность.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать, историю раз­вития информатики и компьютерной техники; архитектуру компьютера, основ­ные и периферийные устройства, программное обеспечение; методы поиска, хранения, обработки и передачи информации, способы архивирования и защиты информации от компьютерных вирусов.

Среди умений и навыков отметим: уметь правильно выбирать необходи­мое программное обеспечение для решения поставленной учебно-профессиональной задачи; разрабатывать алгоритмы учебных задач; работать в операционной системе Windows; работать с текстовым процессором Microsoft Word; иметь навыки основ программирования; уметь работать с электронными таблицами Excel (вставкой, форматированием таблиц, фильтрацией данных, мастером функций и диаграмм, списками и т.д.); создавать электронные базы данных (таблицы, запросы, формы, отчеты и т.д.); работать с поисковыми ре­сурсами Интернет, пользоваться электронной почтой.

Рассматривая вопросы о видах и свойствах информации, определении и измерении информации, вопросы представления информации в компьютере, систем счисления, архитектуры компьютера и принцип его работы, мы стреми­лись формировать у студентов базовую грамотность. При этом студенты при­выкали к компьютерной терминологии, уясняли для себя основные понятия информатики. Знакомились с одним из основных понятий информатики, поня­тием «алгоритма». Для выработки навыков алгоритмизации и системного мышления студентов мы при обучении подчеркивали, что любое действие на компьютере можно осуществить различными способами. Так, например, копирование файла можно выполнить с помощью FAR, или WINDOWS, или используя проводник, пользуясь при этом функциональными клавишами или мышью, контекстным меню или меню панелей инструментов. Осваивая раз­личные подходы для выполнения одного и того же действия, у студентов фор­мируются основы «компьютерного» мышления, появляются навыки алгорит­мического мышления, которые позволят им в последствии самостоятельно ос­ваивать новые компьютерные технологии.

Основы овладения студентами информационно-компьютерных и теле­коммуникационных технологий закладываются в результате поэтапного, после­довательного изучения основных приемов работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, системой управления базами данных, графическими редакторами и Интернет-технологиями.  Задания, выполняемые студентами на практических занятиях, формулируются с учетом специфики будущей профес­сии и, тем самым помогают понять, где и как можно использовать информаци­онно-компьютерные технологии в будущей профессиональной деятельности.

Создание профессионально ориентированной  информационной среды носит на факультете сквозной харак­тер. Студенты, освоившие базовый курс информатики, имеют неплохую базу для дальнейшего успешного изучения и использования информационно-компьютерных технологий при изучении других дисциплин.

Так, на социально-психологическом факуль­тете после овладения студентами базового курса «Информатика» на отделении «Психологии» преподается учебный курс «Общий психологический практикум», разработан и преподается новый предмет «Математические методы обработки данных». Целью курса является: способствовать формированию практических умений и навыков проведения социально-психологических исследований и статистиче­ской обработки их результатов с помощью информационно-компьютерных технологий.

В результате изучения данного курса, используя электронные таблицы MS EXCEL и специальный пакет «Статистика», студенты приобрели следую­щие умения: организовывать данные психологических исследований в виде баз данных; кодировать некоторые признаки исследований; использовать возмож­ности электронных таблиц при решении учебных задач профессиональной на­правленности; организовать поиск, сортировку, фильтрацию данных; строить диаграммы и графики, отражающие результаты исследования; пользоваться статистическими функциями обработки результатов, такими как ДИСП (дис­персия по выборке), ЧАСТОТА (подсчет количества исходных значений в за­данном интервале), СТЬЮДРАСП (t-распределение Стьюдента), КОРРЕЛ (ко­эффициент корреляции), ПИРСОН (коэффициент корреляции Пирсона) и т.д.

Формированию готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности способствовало проведение студентами сравнительного анализа Стьюдента, кластер­ного анализа и корреляционного анализа Пирсона с помощью специального пакета «Статистика» при решении поставленных учебно-профессиональных за­дач.

Значительный вес в психологических исследованиях занимают различные математические методы статистического анализа и модельной структуризации данных. Ознакомившись с проблематикой психологических исследований в рамках курса «Математические методы в психологии» студенты при решении конкретных психологических задач по выявлению и ис­следованию закономерностей и зависимостей в различных психологических яв­лениях использовали математические методы исследования в числовых измерительных шкалах; ранговых корреляций — в порядковых шкалах; сопряженностей — в номинальных шкалах. Это способствовало формированию умения сту­дентов использования нетрадиционных подходов в психологии в нестандарт­ных ситуациях.

Это интересно:  Оценка величины нормативных тепловых потерь, связанных с транспортом теплоносителя в период регулирования 2001г

Математическая статистика находит широкое применение в социальной работе. Необходимые теоретические и практические навыки статистической обработки информации, основные методы сбора, обработки и систематизации информа­ции об исследуемых объектах, студенты получили при изучении курса «Мате­матическая статистика».

В рамках курса «Социальная диагностика» студенты направления подготовки «Социальная работа» выполняли само­стоятельное исследование на заданную преподавателем тему, например, «Сте­реотипы восприятия пожилых людей в обществе», «Стереотипы восприятия ВИЧ инфицированных», «Образовательные потребности педагогов» и т.д. Перед студентами ставилась задача по выявлению возможных проблем и разработке первоочередных мер. Полученные в результате анкетирования данные, студен­ты обрабатывали на компьютере: составляли описание, аналитическую справку, прогнозы, проводили контент-анализ (например, прессы по проблемам пожи­лых людей и т.п.).

В ходе эксперимента с целью формирования коллективных навыков работы в рамках курса «Социальная педагогика» преподаватель объединял студентов в небольшие группы и ставил перед ними задачу социального картогра­фирования социума, например, по темам: «Технология работы в социуме», «Анализ подросткового пространства» и т.п.. Поисково-исследовательская дея­тельность студентов требовала оформления результатов работы с использова­нием компьютерных технологий, что способствовало приобретению навыков работы с графическим пакетами. С помощью компьютерной графики, студенты составляли, например, графические работы.

Полученные умения и навыки студенты использовали, выполняя само­стоятельную исследовательскую работу над курсовым или дипломным проек­том на старших курсах. Такое исследование, максимально приближенное к профессиональной деятельности, предполагает обработку данных с использова­нием современных информационно-компьютерных технологий.

Таким образом, создание профессионально ориентированной информаци­онной среды путем интеграции информационных и специальных дисциплин обеспечивает новые возможности и преподавателям и студентам, и служит ес­тественным стимулом к применению информационно-компьютерных техноло­гий, поскольку студенты поставлены перед необходимостью активного их использования в качестве методов, форм и средств воспитательно-образовательного процесса.

Создание профессионально ориентированной информационной среды предполагает изменения и в методах обучения. Так, например, вследствие неод­нородности первоначальной компьютерной подготовки, возросла необходимость применения личностно ориентированного подхода в обучении. В основе этого метода лежит целенаправленно создаваемые условия развития личности, раздвижения границ познавательных возможностей при использовании инфор­мационно-компьютерных технологий.

Можно выделить два, тесно связанных и влияющих друг на друга элемен­та в процессе обучения: передача информации от преподавателя к студенту и усвоение студентом этой информации. Источник информации — от лекции до сети Интернет. Важно не только донести информацию до студента, но и помочь ему уяснить содержание учебного материала, создать условия для критического осмысления студентом основных положений, уяснить приемы и методы реше­ния задач, постичь логику и методологию той деятельности, которая должна составить основу его профессиональной деятельности.

Реализация личностно ориентиро­ванного подхода в обучении была направлена на организацию поисково-исследовательской деятельности студентов, а не на передачу знаний в готовом виде. В этом случае преподаватель ставил перед студентами проблемную зада­чу, анализировал ее и подводил студентов к пониманию объекта познания, выявлению и пониманию студентами недостаточности ранее усвоенных зна­нии и навыков. Преподаватель показывал не способ действия, а поиск этого способа. Решая поставленную учебно-профессиональную задачу, студент в хо­де исследования приобретал навыки самообразования, самооценки собственной деятельности. Преподаватель в этом случае становился помощником, консуль­тантом, участником совместного поиска решения задачи. Основной формой ор­ганизации поисковой деятельности студентов становился диалог, в ходе кото­рого определялось содержание задачи и анализировались пути ее решения. Та­кой метод позволял студентам осмыслить свою деятельность, развивал способ­ности перестраивать свои действия, свои мотивы и потребности. При этом важ­но, чтобы между студентами и преподавателями создавалась доверительная, благожелательная обстановка. Студент должен быть уверен, что преподаватель стремится помочь ему, а не наказать за вполне возможные упущения в выполнении заданий.

Формирование у студентов целостной системы профес­сиональных и информационно-компьютерных знаний достигается путем инте­грации информационных и специальных дисциплин профессионального цикла. Дидактическим средствам формирования такой целостной системы знаний служат электронные учебно-методические комплексы, включающие в себя не­обходимую теоретическую информацию, систему практических заданий и сис­тему обучающих и контролирующих тестов, учебное проектирование с исполь­зованием информационно-компьютерных технологий.

Информационно-программные продукты (электронные учебно-методические комплексы курсов, обучающие программы, системы тестирова­ния и т.д.) способствовали формированию так называемых предметно-ориентированных информационных сред обучения, С учетом многообразия учебных дисциплин задача создания предметно-ориентированных информаци­онных сред обучения является предметом специальной индустрии. В КемГУ в рамках программы информатизации создан Центр по совершенствованию вос­питательно-образовательного процесса, целью деятельности которого является:

—         подготовка преподавателей к использованию новых информационных технологий в учебном процессе;

—         разработка электронных учебников и учебно-методических пособий, контролирующих программ;

—         проведение семинаров для преподавателей по вопросам обмена опытом использования имеющихся обучающих и контролирующих программ в учеб­ном  процессе,  методике  преподавания  с  использованием  информационно-компьютерных технологий.

В ходе экспериментальной работы при проведении занятий в компьютер­ном классе студенты использовали разработанное мультимедийное методиче­ское пособие «Основы информатики», (Л.Н. Ермоленко, электронная версия С.С. Богомоловой), с которым студенты работали в режиме са­мообразования. Такой электронный учебник, выполненный в виде компьютер­ной информационно-справочной и контрольной базы знаний с применением гипертекстовой информационной технологии, явился рациональной формой ов­ладения содержанием курса. Педагогическая эффективность оценивалась путем диагностики уровня знаний студентов с помощью тестовых измерителей.

Это интересно:  Комплекс поверхности

Электронный учебник дополняет обычный учебник и является эффектив­ным, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь (свойст­во интерактивности); помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен (повышение производительности поис­ка); позволяет в темпе, наиболее подходящем для конкретного студента, прове­рить знания по определенному разделу (настройка на конкретного студента).

В целом электронный учебник существенно экономит время учащегося, затрачиваемое на рутинные операции по поиску учебного материала при по­вторении или по отысканию неизвестных или забытых понятий, и может рас­сматриваться как помощь студентам в их самостоятельной, сознательной, целе­направленной работе.

Таким образом, в зависимости от уровня подготовки студентов меняются и формы их деятельности. В воспитательно-образовательном процессе при формировании готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности на вто­ром этапе, при изучении курса «Информатика» компьютер и его программное обеспечение выступают предметом учебной деятельности, в ходе которого приобретаются основные знания и навыки работы с компьютером. На третьем и четвертом этапах — в учебно-профессиональной и квазипрофессиональной дея­тельности студентов предмет превращается собственно в средство решения учебных и профессиональных задач. Этот переход предмета в средство и обусловливает развитие профессионального мышления в контексте информа­ционно-компьютерных технологии.

Соотнося степень эффективности воспитательно-образовательного про­цесса с соблюдением основных принципов обучения, таких как научность, системность, доступность и сознательность, мы замети­ли, что использование информационно-компьютерных технологий на протя­жении всего процесса обучения в вузе, интеграция информационных и специ­альных дисциплин наполняет основные дидактические принципы обучения но­вым содержанием и предполагает разработку специальных принципов.

Проанализировав рабочие программы информационных курсов в рамках нашего исследования, заметим, что в соответствии с принципом научности учебная информация по своему содержанию соответствует достижениям со­временной информатики на уровне, определяемом образовательным государст­венным стандартам. Реализация принципа системности в большей степени, по сравнению с традиционной системой, достигается в условиях интеграции ин­формационных и специальных дисциплин. Резко возрастающий объем научной информации, и развитие информационно-компьютерных технологий остро ста­вит вопрос о возможностях студентов по ее запоминанию и превращению в личностно значимые знания. Развитию системного мышления, умению отде­лять главное от второстепенного, самостоятельно добывать и анализировать знания из различных источников, в том числе и сети Интернет, способствует профессионально ориентированная информационная среда.

Учитывать способности и разный уровень стартовой подготовки студентов в области информационно-компьютерных технологий в соответствии с принципом доступности и посильности обучения, способствует реализация личностно ориентированного подхода в обучении, организация самостоятель­ной работы студентов, использование электронных учебно-методических ком­плексов. Поэтому ведущим методологическим принципом формирования го­товности студентов к использованию информационно-компьютерных техноло­гий в будущей профессиональной деятельности является сочетание базового (единого для всех) и вариативного компонентов в содержании обучения, введе­ние курсов по выбору. Принцип сознательности, характеризующий обосно­ванное и самостоятельное мышление студентов, непосредственно зависит от их отношения к обучению. В конечном счете, мы не сможем решить никакие педагогические задачи без усилия и воли самих студентов. Если студент не воспринимает наши рекомендации с достаточным доверием, если он не пре­вращает полученные сведения в свое собственное знание и убеждение, то едва ли он будет применять их в своей практике. Сквозное использование в воспита­тельно-образовательном процессе информационно-компьютерных технологий, и на этой основе формирование информационного способа будущей профес­сиональной деятельности студентов является стержнем мотивации их активной познавательной деятельности. Без должной мотивации даже самые доступные для использования ресурсы не могут стать органической частью воспитательно-образовательного процесса. В качестве основных побуждающих мотивов мож­но выделить: встроенность ресурсов информационно-компьютерных техноло­гий в учебные курсы; ссылки на дополнительные электронные материалы в традиционной учебной документации; наличие заданий для лабораторных и практических занятий, непосредственно ориентированных на применение ин­формационно-компьютерных технологий; использование моделирующих про­грамм, работы в Интернет для организации самостоятельной поисково-исследовательской работы студентов; наличие электронных материалов и тестирующих программ для закрепления и самопроверки знании.

Мы убеждены, что интеграция информационных и специальных дисциплин и создание профессионально ориентированной информационной среды, не толь­ко не противоречит основным принципам обучения, но и, скорее наоборот, усиливает их.

Проведенное исследование показало, что созданию профессионально ориентированной информационной среды уделяется достаточно большое вни­мание со стороны многих факультетов университета. Для этого преподавателя­ми проведена большая работа по переоценке содержания и методике обучения во всех специальных дисциплинах. Такая работа формирует и информацион­ную культуру преподавателя. Созданию профессионально ориентированной информационной среды способствовало появление на многих факультетах классов, оборудованных современной компьютерной техникой, методическая согласованность в деятельности коллективов различных кафедр в разработке новых курсов и интеграция специальных и информационных дисциплин, разра­ботка и появление электронных учебников, специальных пакетов прикладных программ.

Оцените статью
Обучающие статьи