Соблюдая и применяя вышеуказанные простые условия здоровьесберегающий урок будет успешным и результативным.
Разнообразны формы подачи занятий физической культурой: соревнования, уроки на открытом воздухе, внеурочные занятия – это работа спортивных секций (волейболу, баскетболу, настольный теннис, силовая подготовка, пулевая стрельба).
Физкультурно – оздоровительная работа в училище обширна, и предусматривает использование разнообразных средств, приемов физической культуры и спорта:
Это необходимая ежедневная в течение 5-7 мин небольшая гимнастика, как один из способов повышения работоспособности с помощью активного отдыха в процессе производственной деятельности;
— физкультминутки и гимнастика для глаз в процессе теоретической подготовки (4-5 упражнений);
— правильная организация питания (витаминизация обучающихся (включение в меню обеда -овощей, соков, употребление во время учебного дня ребятами охлажденной кипяченой воды);
— обеспечение медицинских услуг фельдшером училища.
В училище ежегодно с начала учебного года проводится проверка физической подготовки учащихся. Идет отбор обучающихся — спортсменов и комплектуются сборные команды по различным видам спорта для участия в течение учебного года в городских спартакиадах, внутриучилищных соревнованиях. Данная работа способствует укреплению и развитию физических сил, являющихся основой жизнедеятельности подростков и подготовки их к профессиональной деятельности. В училище активно работает спортивный актив, который является одним из секторов Совета обучающихся училища. В него входят лучшие спортсмены-лидеры, своими успехами в спорте подающие примеры для остальных ребят. Сами всегда вперед и ведут за собой остальных.
Является важным активное участие в течение всего учебного года наших обучающихся в городских соревнованиях среди ОУ НПО, СПО (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, гиревой спорт, легкая атлетика), в зимней спартакиаде совместно с ЮМЗ (лыжные гонки, волейбол, зимняя рыбалка). Участие во внутриучилищных спортивных мероприятиях- в эстафете «Виват, первокурсник» (октябрь), Днях здоровья (апрель), смотрах по многоборью (май), соревнованиях между командами обучающихся и педагогов по стрельбе, волейболу (декабрь, апрель), в спортивном празднике к 23 февраля «А ну-ка, парни!». Все мероприятия укрепляют и развивают у ребят дух соперничества, воли, развивают стремление достигать высоких результатов, повышению физической активности и работоспособности обучающихся.
В течение всего года в училище проводится конкурс «Самая спортивная группа», «Самый лучший спортсмен», «Самая лучшая спортсменка». Победители награждаются в конце учебного года вымпелом и памятным вознаграждением. В течение всего учебного года обучающиеся училища задействованы в более 30-ти спортивных соревнованиях общеучилищного, городского, областного значения.
В училище создана и работает социально-педагогическая служба, которая содействуют профилактике здорового образа жизни, успешной реализации воспитательно-образовательных целей и задач базовой образовательной программы училища, применяя при этом многие методы и приемы воспитания. Эффективность работы службы состоит в оказании конкретной помощи подростку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, склонному к употреблению алкоголя, наркотических средств, к девиантному поведению. Социальный педагог, педагоги в комплексе с мастерами училища работают над созданием положительного социально-психологического климата в учреждении, активно формируют потребности в знаниях о здоровом образе жизни среди обучающихся. Проводимые службой профилактические мероприятия (н-р, цикл бесед «Жизненные ценности» в общежитии училища) необходимы и очень важны, т.к. способствуют формированию у обучащихся представлений об общечеловеческих ценностях, о здоровом образе жизни, раннему выявлению и диагностики наркозависимости , алкоголизма, нравственно-половому воспитанию (тренинги). В данном направлении работы в течение года проводятся также правовые лектории, круглые столы, акции «Здоровье молодежи – богатство России», антинаркотической акции «Родительский урок», акция к всемирному Дню борьбы против СПИДа, «Призывник», «Меняю сигарету на конфету» ко Дню отказа от курения, «Спорт как альтернатива вредным привычкам». Периодически на встречи с ребятами приглашаются специалисты правоохранителных органов, городского отдела наркоконтроля, подростковый нарколог. Информация доводится до ребят в доверительной обстановке, в позитивном ключе, без акцента на специальные знания по наркомании, но с учетом личных мотивов. Училище взаимодействует вот уже много лет с кожно – венерическим диспансером города, наркологическим диспансером, клиникой «Красота и здоровье», со специалистами «Центра социальной реабилитации среди несовершеннолетних».
Организовано ежегодное проведение мониторинга в виде анкеты-опроса, который выявляет увлечение учащихся курением, пьянством, наркоманией и сквернословием. Результаты мониторинга дают понять, насколько высокий или низкий уровень воспитанности, культуры обучающихся, и как необходимо вести далее работу за восстановление культуры в училище.
В училище для пропаганды здорового образа жизни используется наглядная агитация: оформление уголков здоровья, в кабинетах — уголки групп, где расположена информация о здоровом образе жизни, во время перерывов на плазменном телевизоре в фойе 1 этаже демонстрируются видеоролики с данной тематикой.
Одним из приоритетных направлений 2011-12 учебного года стало духовно-нравственное воспитание. Педагоги училища уделяют этому направлению особое внимание. В противовес тому отрицательному опыту, что дети получили в своих неблагополучных семьях, мы должны дать им противоположное понимание окружающего мира, отношение к этому миру, к себе. Обучающиеся училища участвуют в православных праздниках (Св.Пасха), в рамках проведения классных часов ежемесячные беседы и встречи ребят с представителями церквей: отцом Евгением (городской храм Иоана Предтечи), отцом Дмитрием (храм на территории ЮМЗ). С их участием весь год были организованы в различных группах классные часы, которые помогают нарисовать позитивный образ счастливой семьи. В храме Иоана Предтечи совместно с сотрудниками ОПДН проводилось мероприятие по профилактике употребления алкоголя. В училище существует информационный православный стенд в целях духовного воспитания молодежи.
Кроме того, педагогическим коллективом училища ведется в рамках развития воспитательной деятельности и методическая работа по пропаганде здорового образа жизни среди молодежи. Созданы методические разработки «От понимания – к здоровью», «Самосовершенствование», «Учимся сплоченности», «Нет — наркотикам!», «Курение – скрытая наркомания», «Мы за здоровый образ жизни», разработан проект программы по профилактике наркомании «Путь в никуда». В училище проводятся МО, семинары для педагогического коллектива на темы «Работа с обучающимися группы риска. Методы работы по пропаганде здоровья и профилактике социально-обусловленных заболеваний», «Регулирование правовых отношений субъектов воспитательно-образовательного процесса», «Формирование здоровьесберегающих технологий образовательно-воспитательного процесса в системе начально-профессионального образования». Ежегодно для повышения своего профессионального уровня, умения и навыков по внедрению новых форм, методов работы с обучающимися педагоги училища участвуют в региональных научно-практических конференциях «Проблемы социализации детей, нуждающихся в поддержке государства, и опыт их преодоления» в г. Кемерово, «Актуальные проблемы современного образования», в ежегодной Всероссийской олимпиаде научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании.
Одним из ведущих направлений методической работы училища являться внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий в учебный процесс, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивация на ведение здорового образа жизни.
Функции здоровьесберегающей технологии: (слайд)
- 1. формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности;
- 2. информативно-коммуникативная: обеспечивает ведение здорового образа жизни, формирующее бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
- 3. диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся и их способностей;
- 4. адаптивная: воспитание у учащихся направленности на здоровый образ жизни, повышение устойчивость к различного рода стрессам;
- 5. рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами;
- 6. интегративная: объединяет различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего молодого поколения.
В заключении хочется отметить, учитывая, то что в училище все чаще приходят подростки из семей, где родители неграмотны в вопросах воспитания и сохранения здоровья, для нашего коллектива сохранение здоровья учащихся— это и закладка фундамента благополучия следующих поколений.
Перед нами стоит задача — недопущение неправильного обращения участников воспитательно-образовательного процесса со своим здоровьем.
рациональный, научно-обоснованнный режим учебно-производственной деятельности обучающихся способствует совершенствованию воспитательно-образовательного процесса, повышению работоспособности обучающихся, сохранению их здоровья. Педагоги надеются, что в ходе своей воспитательной деятельности смогут достичь положительных результатов:
— повышения и сохранения уровня здоровья обучающихся, снижения заболеваемости;
;
— привлечения большего числа обучающихся к регулярным занятиям спорта;
— повышения спортивного мастерства и достижений в соревнованиях.
Ведь профилактическая работа по формированию здорового образа жизни-это интенсивное развитие и саморазвитие учащихся в позитивном направлении. Молодых ребят необходимо учить жить, быть значимыми, у подростков должно быть сформировано целостное отношение к себе и своему здоровью, а в современных условиях развития России одним из важнейших критериев здоровья населения являются показатели здоровья именно молодежи.
Только здоровое молодое поколение — это будущее успешной России.