Товарные потери в организациях розничной торговли могут возникать при доставке товаров (в пути), их хранении и реализации.
Документальное оформление и учет товарных потерь в розничной торговой сети осуществляются в основном так же, как и в оптовой торговле, и тоже подразделяются на два вида: нормируемые потери и потери сверх установленных норм. Но есть и свои особенности учета товарных потерь в розничной торговле.
К нормируемым товарным потерям в организациях розничной торговли относят: естественную убыль; отходы, образующиеся при подготовке к продаже колбасных изделий и мясокопченостей, битой птицы, рыботоваров; зачистку сливочного масла, крошку, образующуюся при продаже сахара, хлебобулочных изделий и др.
К ненормируемым товарным потерям относят потери от порчи, боя, лома, брака товаров.
В отличие от оптовой торговли нормы естественной убыли товаров в розничных организациях установлены без учета срока их хранения.
Одной из особенностей розничной торговли является порядок исчисления сумм товарных потерь в пределах норм естественной убыли товаров при хранении и реализации. В розничных торговых организациях, применяющих общий суммовой учет, нельзя определить по данным бухгалтерского учета оборот по реализации отдельных видов товаров, необходимый для исчисления естественной убыли по нормам.
Для того, чтобы определить за межинвентаризационный период суммы оборотов, необходимых для исчисления естественной убыли товаров, в бухгалтерии составляется «Ведомость движения товаров, по которым установлены нормы естественной убыли» (отдельно по поступлению и видам выбытия). Каждое наименование товара в ведомость записывается отдельной строкой, в которой указывается размер утвержденной по этому товару нормы естественной убыли, номера отчетов материально ответственных лиц и товарных документов, суммы поступления и отпуска. Таким образом, на основании выборки из приходных и расходных документов бухгалтерия получает данные о поступлении товаров за межинвентаризационный период по группам товаров, имеющих нормы естественной убыли, а также сумму выбытия товаров, которая подлежит исключению из оборота розничной торговли (списание по актам, возврат товара поставщикам и т. д.).
В инвентаризационных описях товаров по предпоследней и последней инвентаризации содержатся суммы остатков товаров на начало и конец межинвентаризационного периода.
Для того, чтобы определить оборот за межинвентаризационный период по отдельным группам товаров, используется формула товарного баланса:
ЗН + П = Р + В + ЗК,
где ЗН — остаток товара на начало межинвентаризационного периода (по данным предыдущей инвентаризации);
П — поступление товара за межинвентаризационный период (по данным приходных документов);
Р — реализовано товара за межинвентаризационный период (по данным расходных документов);
В — прочее выбытие товара за межинвентаризационный период (по данным расходных документов);
ЗК — остаток товара на конец межинвентаризационного периода (по данным последней инвентаризации).
Исходя из формулы товарного баланса определяется оборот по реализации отдельного вида товара:
Р = ЗН + П-В-ЗК.
Определив оборот по реализации того или иного товара за межинвентаризационный период и умножив его на норму естественной убыли, можно получить сумму естественной убыли по данному товару. Рассчитав сумму естественной убыли по каждому товару, можно определить общую сумму естественной убыли по всем товарам, реализованным за межинвентаризационный период.
В некоторых случаях, в целях упрощения исчисления естественной убыли, разрешается применение общих (средних) норм естественной убыли в целом по магазину, секции, палатке и т. п. Применение такого порядка расчета естественной убыли разрешается для розничных предприятий, торгующих продовольственными товарами и имеющих постоянную, устойчивую структуру товарооборота (возможно в системе потребительской кооперации). Средние нормы определяются для каждого отдельного розничного торгового предприятия на основании действующих потоварных норм естественной убыли и ассортимента товаров этого предприятия. Они утверждаются руководителем торговой организации (правлением кооперативной организации) на каждый предстоящий год.