04.11.2016
В основу этого учебно-методического комплекса положен опыт ведения курса «Риторика» на гуманитарных факультетах Кемеровского государственного университета (1997 – 2002 гг.). Несмотря на многочисленные монографические исследования и практические руководства по риторике, а также динамическое развитие областей, контактирующих с учением о речевом воздействии, данный курс пока не обеспечен необходимыми пособиями, создающими целостное представление о таком «свободном – онтологически неотторжимым! – искусстве», как риторика. Имеющиеся издания либо посвящены прикладным аспектам дисциплины, либо ориентируются на классическую (античную – по существу) концепцию общей риторики, либо имеют дело с сугубо теоретическими и философскими проблемами конативного общения, что не дает возможности целостно представить контуры неориторики, взглянуть на риторическое знание и с позиции его онтологии, и с точки зрения его многочисленных приложений.
Исходная теоретическая и методологическая установка, направляющая изложение материала в данной книге, предполагает расширенное понимание предмета риторики, который принципиально не сводится только к описанию проблем речепорождения и ортологии аргументативного текста. Сфера риторики рассматривается достаточно широко (в единстве теоретического, методологического и прикладного направлений, с точки зрения «диалогичности» и многоаспектности феномена речевого воздействия); это и позволяет раскрыть многогранный образ «риторического».
Тем не менее, не все направления, аспекты и категории риторики описаны в книге с одинаковой степенью подробности. Основной упор сделан на те сферы, которые либо не подаются на фоне современных парариторических концепций, либо не освещается достаточно подробно, либо существуют преимущественно в декларативном виде. Разумеется, на степень детализированности и проработанности учебного материала повлияли научные интересы, а также опыт работы членов авторского коллектива.
Структурно учебно-методический комплекс устроен таким образом, что в начале предлагается программа дисциплины, демонстрирующая цели и задачи курса, раскрывающая его содержательные компоненты, отражающая требования к уровню освоения материала, предоставляющая необходимую информацию о литературе по данной области человеческого знания и дающая советы по освоению учебной информации. Затем реферативно излагаются те положения, которые связаны с проблематикой риторики, а в конце каждой обзорной части (раздела / параграфа) помещаются (в зависимости от направления риторики) те или иные приемы и формы работы, позволяющие организовать и оценить аудиторную и самостоятельную работу студентов, облегчающие запоминание материала, систематизирующие его и обеспечивающие выработку риторически значимых навыков.
Междисциплинарный статус предопределяет динамическое развитие риторики, что, естественно, требует постоянной корректировки и обновления содержания курса. Однако исходная посылка учебно-методического комплекса заключается в том, чтобы, постулируя эффективность в качестве основного типологизирующего принципа риторики, показать, насколько разнообразными, разнородными и, вместе с тем, гармоничными, соразмерными могут быть те категории, которые формируют сферу конативного в речевой коммуникации.
В заключение хотелось бы отметить, что книга создавалась коллективом единомышленников и только такое объединение творческих усилий позволило полнее передать тот синтезирующий «пафос» современный риторики, который вселяет надежду на перспективность подобных научных изысканий.
В основу этого учебно-методического комплекса положен опыт ведения курса «Риторика» на гуманитарных факультетах Кемеровского государственного университета Ссылка на основную публикацию