Возрастная педагогика в работе с «трудными» детьми.

«Трудный»: младший школьный возраст.

В младшем школьном возрасте проявляются следствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Отсюда — неудачи в игре, трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность.

Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, педагогически запущенных, слабо подготовленных к школе. Обратить внимание на сложность усвоения нового режима в жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителем, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.

Научить самостоятельно, готовить уроки, преодолевать трудности, знать, «что такое хорошо и что такое плохо». Создавая «ситуацию успеха», вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, учебу, досуг), обучая правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, уважать товарищей и взрослых, учить прощать друг другу слабости и недостатки. Ребенок не должен чувствовать своей отсталости, необходимо снять «синдром неудачника».

«Трудный»: средний школьный возраст.

В подростковом возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, преждевременно взрослеют. Так возникают недостатки поведения: грубость, невыдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учебе, конфликты с окружающими.

Неадекватные возрастным особенностям школьников воспитательные воздействия вызывают у них сопротивление, накапливается отрицательный опыт, что усугубляет личные недостатки.

Необходимо подчеркивать взрослость подростка, его ответственность за себя и свою деятельность, учить различать истинную и ложную красоту человека, воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку, формировать коллективизм и предупреждать эгоистичность, формируя адекватную самооценку. Чрезвычайно важно правильно подобрать поручения в классе с учетом интересов ребенка и сообщества сверстников.

Подростковая лень — особый объект внимания воспитателя, которая обесценивает многие положительные качества личности и ярче подчеркивает непослушание, нечестность, недисциплинированность, грубость: необходимо помочь подобрать ребенку интересное дело, сосредоточиться в нем, проявить настойчивость и организованность. Создание ситуации успеха в учебном процессе, организация оценочной деятельности, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений — вот заботы воспитателя в работе с подростковым «трудным» детством.

«Трудный»: старший школьный возраст.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует.

Необходимы обращение в микрогруппах ближайшего окружения, деятельность, направленная на самопознание и самоопределение, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду, достижение личных и общественных целей. Главное условие для этого — высокая культура общения и педагогический такт учителя, долготерпение и вера в силы подростка.

Перечень рекомендуемой документации по профилактике безнадзорности и правонарушений

1. Банк данных.

(Дети и подростки с девиантным поведением. Внутришкольный учет).

— Анкеты, характеристики, тестирование;

— заключения, рекомендации психолога;

— заключения, рекомендации школьного врача;

— рекомендации профконсультанта;

— документы из КДНиЗП, ОДН ГОВД;

— акты обследования, характеристики семьи;

— учет успеваемости;

— учет посещаемости школьных занятий;

— занятость, внешкольная деятельность.

2. План работы Совета по профилактике.

3. Учет индивидуально-воспитательной работы.

4. Работа с родителями.

5. Совместная работа с городскими субъектами профилактики, общественными организациями. (План, письма, акты, ходатайства, ответы).

6 Документация на учащихся школы, ПЛ, прошедших КДНиЗП по отчислению и не имеющих базового образования.

7. Учет занятости детей и подростков, стоящих на внутришкольном учете, в т.ч. в каникулярное время.

8. Показатели мониторинга аналитической деятельности. Анализ работы за год.

Общие сведения об учащихся, стоящих на внутришкольном контроле (образец)

№ п/п Ф.И.О., год рождения,
адрес, сведения о родителях
Причина постановки на учет Номер учетной карточки Класс Когда поставлен на учет и кем,
за что?
Когда снят с учета и кем
             
             
             
             

Примерный перечень мероприятий по работе школы с «трудными» детьми

• Выявление педагогически запущенных детей.

• Изучение причин социально-педагогической запущенности подростка.

• Ведение картотеки «трудных» детей.

• Встречи с работниками ОДН ГОВД.

• Правовое просвещение «трудных» подростков.

• Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.

• Проведение семинара «Трудный подросток» для родителей.

• Организация работы Совета по профилактике правонарушений при директоре.

• Проведение педагогических советов «Работа с трудновоспитуемыми», «Работа с семьями педагогически запущенных детей».

• Организация клубов для «трудных»: выходного дня, на один вечер и др.

• Психологические консультации для детей и родителей.

• Организация психолого-педагогических консилиумов.

• Изучение положения подростка в коллективе (социометрия).

• Индивидуальная работа с «трудными».

• Подбор индивидуального наставника (социальные педагоги, старшеклассники).

• Вовлечение «трудных» подростков в воспитательные центры, кружки, секции.

• Организация летних лагерей, туристических клубов.

• Организация работы спортивных секций.

• Проведение военизированных игр для подростков.

• Проведение круглых столов «Уроки детского досуга», «Мы и наши дети» и др.

• Организация игр — упражнений и игр-тренингов для «трудных» подростков.

Организация помощи «трудным» детям

Формы помощи:

Организация педагогической помощи:

1. Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.

2. Отслеживание пробелов в знаниях, снятие «синдрома неудачника».

3. Забота об укреплении положения детей в классном коллективе (снятие синдрома изгоя)

4. Поощрение положительных изменений, создание обстановки успеха.

Организация медицинской помощи:

1. Диагностика отклонений от нормального поведения, выявление причины психофизиологического и неврогенного характера.

2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам.

3. Половое просвещение «трудных» подростков.

4. Оказание помощи: медикаментозной, физиотерапевтической.

Организация психологической помощи:

1. Изучение психологического своеобразия «трудных» учащихся, посещение уроков.

2. Выявление проблем семейного воспитания.

3. Психологическое консультирование родителей, учителей, учащихся.

4. Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

Организация свободного времени «трудных» школьников:

1. Изучение интересов и способностей детей.

2. Вовлечение «трудных» в кружки, секции, общественно полезную деятельность.

3. Изучение участия «трудных» в неформальных объединениях по месту жительства.

4. Поощрение любых видов художественного и технического творчества «трудных», участие в спортивных секциях и кружках.

Оцените статью
Обучающие статьи