Заняте №6 . Стратегия  жизни

Учебные задачи: формирование позитивных убеждений по отношению к реальности, своему здоровью; построение модели эффективной стратегии жизни.

Теоретическая часть: 20 мин. Здоровье и его субъективная оценка; история изучения моделей эффективных стратегий жизни и здоровья; способы организации успешного сценария жизни.

Практическая часть:

Упражнение: Стратегия  жизни.

Цель: сформировать понятие здорового образа жизни на всех логических уровнях: окружение, поведение, способности, убеждения, идентификация Я, духовность.

Необходимое время: 70 мин.

Материалы: бумага, ручки, карандаши.

Подготовка:  в упражнении используется таблица логических уровней организации опыта.

Процедура: заполнить таблицу и схему логических уровней организации опыта в контексте здорового образа жизни: 1. Окружение, 2. Поведение, 3. Способности, 4. Убеждения,                        5. Идентичность, 6. Семья, 7. Профессия, 8. Общество, 9. Глобальная система, 10. Духовность (миссия).

Установить взаимосвязь уровней.  Визуализировать образ, нарисовать символ здорового образа жизни, придумать метафору.

Обсудить результаты упражнения.

Упражнение: Построение будущего.

Цель: сформировать будущее на основе модели стратегии здоровья.

Необходимое время: 90 мин.

Материалы: бумага, ручки, карандаши, мел.

Подготовка: заполненная карта личной истории.

Процедура: 1. Обозначьте линию физической жизни. Вообразите линию слева направо на земле перед собой. Эта линия представляет ваше прошлое, настоящее и будущее. Создание линии физической жизни позволит вам иметь конкретные сведения о событиях вашей жизни. Как вы обнаружите, это позволит вам включить в процесс все тело также, как слова и образы.

Установите метапозицию по отношению к линии времени. Когда вы находитесь вне линии времени, глядя на нее слева направо, вы являетесь сторонним наблюдателем событий вашей жизни. Вы могли бы обозревать события жизни не смягчая их, или не испытывая эмоций, связанных с ними.

  1. Двигайтесь к позитивному будущему.

Встаньте на линию времени в том же месте, которое обозначает настоящее, мысленно преодолевая расстояние перед вами, представив, как за вами тянется прошлое. Приняв спокойную, уравновешенную стойку, медленно идите в ваше будущее. Вы можете создать такое отдаленное будущее, какое хотите. Точное количество времени в годах неважно. Важно то, что вы действительно можете испытать себя в будущем желаемом состоянии, чувствуя себя здоровым и полноценным. Убедитесь, что ваше будущее удовлетворяет следующим условиям:

а) вы должны двигаться в направлении чего-то позитивного. Думайте о том, что вы будете чувствовать и испытывать в понятиях вашего здоровья (противовес тому, чего нужно избегать);

б) вы контролируете ваше здоровье, это нормально и вы заслуживаете этого. Это часть того, кто вы есть;

в) вы можете испытывать это всеми органами чувств. Что конкретно вы видите, слышите или ощущаете, когда ваше будущее для вас проявляется?

г) вы по-прежнему дороги другим и можете использовать свой возраст как благо.

д) вы чувствуете связь, вы образ и подобие, вас хранит некто больший, чем вы.

е) ваша осанка и движения уравновешенны и симметричны, когда вы находитесь в вашем будущем.

Оглянитесь на прошлое. Сосредоточившись на ощущении полноценности и здоровья, которые вы испытали находясь в будущем, начинайте двигаться по линии времени в прошлое. Найдите положительный опыт, который поддерживает способности или веру, необходимые для достижения желаемых жизненных целей. Также определите тех, кто помог вам обрести эту веру и способности, поддержали вас или послужили положительным образцом. Остановитесь на каждой точке вашей линии времени, где вы обнаружите одно из этих “сокровищ” и полностью переживите этот опыт, почувствовав и приняв его с радостью.

Нет необходимости осмысливать, что конкретно произошло в каждом случае или когда это было. Позвольте чувству здоровья и полноценности из вашего будущего привести вас к опыту наиболее благоприятному и подходящему.

  1. Обнаружение “скрытого сокровища”.

Вы можете споткнуться на негативном опыте и воспоминаниях, которые, казалось бы, не ведут к будущей цели. Если хотите, можете просто обойти этот опыт. Однако нередко этот опыт содержит “скрытые сокровища”. То есть он является обучающим и, если он правильно осмыслен, может стать положительным опытом в противовес отрицательному. Чтобы это сделать:

а) сойдите с вашей линии времени. на метапозицию так, чтобы вы не ассоциировали себя с любым из негативных аспектов вашего опыта, и могли бы взглянуть на него со стороны.

б) оглядываясь на событие, думайте, какие ресурсы вам необходимы, чтобы изменить его. Какие убеждения, знания и способности сделали бы его более позитивным опытом. Чтобы вам было легче, попробуйте некоторые из следующих стратегий:

1б. Сравните негативный опыт с чем-нибудь худшим, что могло случиться. Оглядывайтесь на негативный опыт, думайте о худшем, что могло случиться, но не случилось. Вы сможете почувствовать благодарность за то, что произошедшее не настолько плохо.

Отыщите позитивное значение негативным событиям. События, которые негативны на одном уровне, могут означать нечто позитивное в структуре другого уровня. Тот факт, что вы столкнулись с задачей на одном уровне, может означать, что вы решили ее на другом уровне. Тот факт, что вы отметили какой-то поступок как отрицательный, может означать, что вы не пошли на компромисс, даже с самим собой.

2б. Найдите случайные связи негативных событий с позитивными. Поищите, как этот негативный опыт мог послужить позитивным событиям. Может быть, что-то самое позитивное в вашей жизни никогда бы не случилось без этих, казалось бы, негативных событий. Иногда цепь событий может быть очень длинной или сложной. Попробуйте начать с позитивных событий в вашей жизни и установить, как они были вызваны негативными, прямо либо косвенно.

3б. Сумейте увидеть позитивные намерения за негативными событиями. Даже если отдельное событие является негативным, за очевидно негативным поведением или ситуацией могут скрываться позитивные цели. Например позитивной целью начала болезни может быть разрушение опасного жизненного паттерна или потребность во внимании. (Опять же позитивные цели могут быть на ином уровне, чем само событие).

4б. Находите смешную сторону в очевидно негативных событиях. Юмор позволяет увидеть нам событие из иной перспективы.

Как скоро вы совершили переоценку каждого из негативных событий, снова ассоциируйте себя с событиями на линии времени и оцените ваш опыт в структуре вашего нового времени.

в) найдите место в вашей жизни, где была наиболее прочной связь с источником силы, необходимой вам в негативном опыте;

г) определите точку на линии времени, где расположены эти источники, и полностью ассоциируйтесь с ней;

д) полностью испытайте и почувствуйте, что это за источники. Представьте себе эти источники, как некий свет. Зрительно представьте, какого цвета этот свет? Какой он яркости? Как движется?

е) стоя на этой точке, представьте, что вы излучаете этот свет сквозь время к точке негативного опыта. Излучайте этот свет на негативный опыт, пока он не изменится, или не изменится ваше восприятие его. Не раз вы обнаружите, что очевидно негативный опыт в большей мере “скрытое сокровище” чем источник боли.

Когда вы в конце концов достигли самых ранних опорных воспоминаний, повернитесь и снова обратитесь к будущему. Медленно идите в направлении к будущему, снова являя все поддерживающие и вдохновляющие воспоминания вашей жизни. Однако теперь, вместо того, чтобы оставить их там, где они произошли, на линии времени, собирайте этот позитивный, поддерживающий опыт, все воспоминания и всех близких вам людей и берите их с собой в будущее. Так, чтобы вы почувствовали, что все это и все они с вами здесь и сейчас. (Как и раньше вы можете обходить весь негативный и бесполезный опыт). Идя вслушивайтесь в песню, звучащую в вас, которая выражает или заключает в себе чувство силы, содействия, здоровья и целостности, живущее в вас. Пусть эта песня наполнит ваш разум и ваше сердце, пока вы шагаете в направлении будущего.

  1. Постройте “голограмму здоровья”.

Когда вы снова обратились к месту расположения будущей цели, вам нужно к этому месту перенести все эти позитивные и поддерживающие воспоминания. Полностью почувствуйте все эти источники силы соединенные с целью так, чтобы вместе они сформировали один вдохновляющий самоподкрепляющий опыт, и вы почувствуете, — что ваше будущее целиком связано со всеми дорогими вам людьми и ресурсами вашего прошлого; что все события вашей жизни ведут целенаправленно к этому полноценному и здоровому будущему.

Упражнение: Диагностика своего самочувствия.

Цель: Определение своего самочувствия в начале тренинга.

Необходимое время: 10 мин.

Материалы: бумага, карандаши или ручки.

Подготовка: диаграммы личного самочувствия.

Инструкция: 1) обозначьте точкой на каждой оси то место, которое соответствует вашему самочувствию сейчас.

2) соедините все точки линией, расстояние между получившейся непрерывной линией и наружной границей колеса определяют возможности для личностного роста и развития.

Релаксация: 30 мин.

Оцените статью
Обучающие статьи
Adblock
detector