Занятие №5. Линия времени

Учебные задачи: обучение практического использования архитектоники времени; научиться практически использовать собственную линию времени.

Теоретическая часть: 30 мин. Понятие линии времени; протяженность линии времени, аналоговый континуум и цифровые категории; изменение временных линий; сортировка опыта: варианты архитектоники линии времени; причинно-следственные отношения; побуждающее будущее; понятие включенного и сквозного времени.

Практическая часть:

Упражнение: Чувство времени.

Цель: установление реальности протяженности времени.

Необходимое время: 15 мин.

Материалы: часы.

Подготовка: не требуется.

Инструкция: “Давайте проверим, насколько у каждого из вас развито чувство времени. Закройте, пожалуйста, глаза и постарайтесь после моей команды “начали” уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Как только, с вашей точки зрения, минута пройдет, поднимите руку и откройте глаза. При этом продолжайте сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. Итак , начали”.

После завершения упражнения тренер сообщает участникам результаты своих наблюдений и предлагает обменяться впечатлениями.

Упражнение: Бесконечность, верные соотношения.

Цель: установление реальности протяженности пространства.

Необходимое время: 15 мин.

Материалы: не требуются.

Подготовка: не требуется.

Инструкция: Закройте глаза и представьте во всех деталях комнату, в которой вы находитесь, и то, что вас окружает, Теперь представьте, что вы возноситесь вверх и ясно видите под собой дом, в котором находится эта комната.

 Смотрите как уменьшится дом по мере того, как вы поднимаетесь выше и выше. Вы видите под собой весь город в котором живете: дома, улицы, деревья, парки, многоэтажные постройки. Люди и машины такие маленькие, что их почти  не видно. Подумайте, что каждый из этих людей — это центр своего собственного мира, со своими мыслями и чаяниями, проблемами и планами.  Смотрите на движущихся внизу людей, живущих своей жизнью. Представьте также людей, которые находятся в домах и постройках.

Продолжайте подниматься, Поле вашего зрения расширяется и вы видите другие города, зеленые поля горы, озера.

Вы поднимаетесь все выше и выше, Под вами проплывают океаны, другие страны, вереницы облаков.

Теперь вся Земля перед вами бело-голубая, медленно вращается в пустом пространстве. С этой огромной высоты люди совсем не видны, и ничто больше не указывает на их существование; но вы можете думать о них, о пяти миллиардах людей, которые живут на одной планете и дышат одним воздухом. Подумайте какое-то время смотря на планету Земля.

Теперь, по мере того, как вы удаляетесь от нее, Земля становится все меньше и меньше. В поле вашего зрения попадают другие планеты: яркая Венера, красный Марс, огромный Юпитер и, наконец, вся солнечная система.

Теперь Земля совсем исчезла, а Солнце превратилось в маленькую светящуюся точку среди бесчисленных звезд, и вы теряете его из виду. Вокруг вас миллиарды звезд — внизу, сверху, со всех сторон. Больше нет ни “выше”, ни “ниже”.

Все эти миллиарды звезд образуют всего лишь одну из галактик вселенной. Куда ни двинься отсюда — в любом направлении можно обнаружить бесчисленное множество других галактик.

Подумайте теперь о бесконечности времени. В ней нет ни “завтра”, ни “вчера” нет никакой спешки, никакой безотлагательности. Лишь мерцающий покой и благоговение.

Почувствовав, что пора заканчивать упражнение, откройте глаза и оставьте в себе это чувство расширенного сознания.

Упражнение: Стратегия мотивации.

Цель: отработка практических навыков построения стратегии мотивации, повышение мотивации обучения; введение понятий убеждений и ценностей.

Необходимое время: 45 мин.

Материалы: не требуются.

Подготовка: выбрать двух участников тренинга с различными критериями ценности мотивации к обучению.

Процедура: Предложите участникам тренинга вспомнить жизненные ситуации, в которых они были мотивированы на какое либо действие, реализация которого была успешной.

  1. Индуцируйте состояние(в наиболее полной репрезентации), когда участник тренинга находился перед самым принятием решения (поставьте якорь).

 А. Выясните категорию и/или субмодальности, которые участник тренинга использует, чтобы выбрать критерии для мотивации принятия решения.

  1. Отойдите назад во времени (перед принятием решения) и определите 3-4 важных сенсорных ощущения, которые составляют стратегию мотивации этого человека (ключ доступа к мотивации).
  2. В другой пространственной позиции идентифицируйте состояние когда участник тренинга хочет что-то сделать, но ему не хватает мотивации. Определите какие убеждения и ценности блокируют мотивацию.
  3. Полученную стратегию мотивации проверьте в контексте блокированной мотивации. Во время проверки обращайте внимание на изменение критериев и иерархии ценностей.

Упражнение: Демонстрация линии времени.

Цель: обучение практического использования своей линии времени.

Необходимое время: 60 мин.

Материалы: не требуются.

Подготовка: не требуется. Необходимо помнить, что у людей аудиальной репрезентации данное упражнение практически не проходит.

Процедура: демонстрация линии времени на одном из  участников тренинга.

При построении линии времени выбирается достаточно автоматизированное действие: утренний завтрак, дорога в школу и пр. Определяются только процессуальные события, которые закодированы в субмодальностях, контекст остается неизменным. Участник тренинга должен обнаружить субмодальные различия, относящиеся к тому, как он репрезентирует время. Человек вспоминает где происходило событие, возникает ориентировка во времени и пространстве.

Когда участник тренинга описывает свою линию времени, необходимо отмечать все невербальные признаки. Движения руками могут указывать, что в одних случаях положение в пространстве является ключевой субмодальностью, в других — более важен размер.

После построения линии времени необходимо определить какой образ ярче 5 лет назад или неделю назад, неделю назад или сегодня, сегодня или через неделю, через неделю или через 5 лет и т.д. Сравнить картинки образов по форме. Картинки могут располагаться по различным координатам, даже полукругом. Можно сравнить контрастность картинок, четкость, можно сблизить картинки до комфортного положения, при дальнейшем сжатии линии времени может возникнуть тревога. При растягивании линии времени человек успокаивается ощущением неограниченности времени. Можно продлить линию времени в будущее.

Вводить любые изменения необходимо осторожно и мягко, возвращаясь в исходное положение если получены экологические сигналы дезоганизации.

Упражнение: Реимпринтинг.

Цель: обучение пользоваться своей линией времени, изменять прошлый опыт.

Необходимое время: 45 мин.

Материалы: бечевка или мел для построения линии времени.

Подготовка: не требуется.

Инструкция: демонстрация на одном из участников тренинга.

  1. Определите конкретные физические проявления симптомов, с которыми вам надо работать. На вашей линии времени встаньте на точку, соответствующую настоящему, и повернитесь лицом по направлению к будущему. Сконцентрируйте внимание на физическом проявлении ваших симптомов и на убеждениях, с ними связанных, начните медленно двигаться назад, задерживаясь на тех местах, которые, как вам кажется, имеют отношение к симптому и связанным с ним убеждениями.

а) Удерживая это ассоциированное состояние или состояние “регрессии”, выразите словами набор генерализаций или убеждений, возникших из данного события. Следите, чтобы речь шла от первого лица и в настоящем времени (“Я чувствую…”).

б) Отступите на шаг назад, на то место на линии времени, когда событие с импринтом еще не произошло. Когда вы это сделаете, вы почувствуете себя по- другому как если бы импринт еще не оказывал на вас психического и физического воздействия.

  1. Сойдите с линии времени и вернитесь в настоящее; из метапозиции посмотрите назад, на событие, связанное с импринтом.

а) Отметьте воздействие, которое это раннее событие оказало на вашу жизнь. Выразите словами любые другие генерализации или убеждения, сформированные в результате импринтинга. (Убеждения часто формируются “после факта”). На это раз говорите в третьем лице и прошедшем времени, например: “Он / она (или мое молодое “Я”) думал / думала, что…”

б) найдите позитивную цель или вторичную выгоду симптомов или реакций, сформировавшихся во время импринтинга. Какую позитивную функцию выполняли эти симптомы в отношении прошлых событий?

  1. Определите значимых других, участвующих в процессе импринтинга. [Некоторые симптомы могут в действительности возникать при ролевом моделировании значимых других.] Значимые другие необязательно должны присутствовать во время этих событий. Иногда импринтинг происходит потому, что значимый другой в момент ситуации импринтинга находился где-то в ином месте (и таким образом оказался “интернализированным”).

а) Ассоциируйтесь с каждым из значимых других (2-я позиция) и ощутите ситуацию импринтинга с их позиции восприятия. Опишите их опыт, используя язык первого лица.

б) Передайте из позиции восприятия значимых других в точку, находящуюся вне линии времени (3-я позиция), и найдите позитивное намерение в их действиях и реакциях.

  1. Для каждого из людей, участвующих в ситуации импринтинга:

а) Определите те ресурсы и возможности выбора, которые нужны были этому человеку прежде и которых у него не было, но которые есть у вас сейчас. Помните, что вам не надо ограничивать себя теми способностями, которыми вы или значимый другой обладали в то время. Поскольку у вас (но не у значимых других) сейчас есть эти ресурсы, используйте их для того, чтобы помочь изменить этот опыт. [Убедитесь, что ресурсы находятся на соответствующем логическом уровне для того, чтобы можно было ответить на потребности данного человека. Это уровень убеждения, идентичности или духовности.] Иногда для целой системы необходим один ресурс.

б) Встаньте на вашу линию времени в том месте, где вы в наибольшей степени ощущали присутствие данного ресурса, и “проживите вновь” со всей возможной полнотой то, как он ощущался, звучал, выглядел. Заякорите эти ощущения, создав представление ресурса в образе энергии, света или звука.

в) Продолжая стоять на точке ресурса, передайте его назад по линии времени каждому человеку в системе, кому он требовался. Это можно сделать метафорически, посылая луч света или звук.

г) Когда вы почувствуете, что ассоциативная связь сформировалась с помощью вашего якоря, сойдите с линии времени, вернитесь на то место, где произошел импринтинг, встаньте в позицию человека, которому был нужен ресурс, и вновь переживите данную ситуацию с точки зрения данного человека, уже обладающего новым ресурсом. Вы можете продолжать использовать ваш символический якорь, чтобы усиливать присутствие ресурса в этой позиции.

д) Снова ассоциируйтесь с вашей собственной позицией внутри ситуации импринтинга и обновите или модифицируйте убеждения и генерализации, которые вы могли бы теперь вынести из этого опыта. Выразите их словами от первого лица единственного числа в настоящем времени.

Повторите эти шаги для каждого значимого человека, участвовавшего в ситуации импринтинга.

  1. Определите наиболее важный ресурс или убеждение, которые могли бы понадобиться вашему молодому “Я”. Заякорите его и отнесите назад по линии времени в точку до импринта. Возьмите этот ресурс в ваше более молодое “Я” и пройдите с ним по всей линии времени до настоящего, внимательно следя за ощущениями, возникшими при реимпринтинге.

После проведенного упражнения можно обсудить какие трудности возникали во время прохождения линии времени, что изменилось в ощущениях, восприятии. и т.д.

Релаксация: 30 мин.

Оцените статью
Обучающие статьи